Saturday, April 20, 2019

jewish museum


Вчера [см ниже пояснения] был на тусе в еврейском музее, там, в частности, говорили о поколениях, о поколении советского человека. Говорил Гудков, но вряд ли с ним можно согласиться, в этом направлении. Вообще он хорош. Заслушиваюсь.
но более успешные
половое соотношение отражено верно: на 10 дифчонок по статистике 9 ребят, но гипотеза с поколением оказалась не подтверждена
Объявление было таким:

Один из главных мифов о человеке советском — миф о его высокоморальности и духовности. 

Что советский человек всегда был готов прийти на помощь товарищу, ставил коллективные интересы выше своих собственных и, не задумываясь, вступал в борьбу ради общего блага. Но что скрывалось за его альтруизмом, в который столь многие хотели бы верить? Зачем был нужен этот миф? И что действительно хорошего человек советский не знал о себе? Вместе с социологом Львом Гудковым и искусствоведом Анатолием Голубовским мы поговорим о том, какие черты были на самом деле характерны для советского человека, а какие — придуманы.

Модератор дискуссии: Леонид Гозман - психолог, политолог.
было это 16 апреля, у меня в блокнотике несколько страниц записей, страшновато начинать разбор — из-за этого задержка, но Сталин подогнал (опрос Левады про него был в тот же день опубликован)

Начну с конца. Мне не показалось, показалось жене, что под конец СЕРБ выступил. Выступления были не в духе обычных, а: всё дерьмо и сами Вы тоже дерьмо. Группа небольшая около 10 чел, нападений и драк не было. У одного (как и у меня) на входе отобрали перочинный ножик. Делать из этого выводы не готов.

Мы пришли заранее, Гудков появился следом за нами. Секуритатя строга и удвоена, ножик забрали. Архитектурно-бытово оч понравилось, производит впечатление Рима на Атиллу.

Гозман опоздал на 20 мин, что его не красит. Начал Гудков, рассказал и homo soveticus, которого они определили, как родившегося в середине 20х, и который по их предположению вымирая, должен унести с собой СССР в могилу. Homo soveticus — футуристическая идея нового века, подхваченная большевиками. Опрос проводился у них каждые 4-5 лет от создания ЛЦ, и в 94-99 году они поняли, что гипотеза не верна. То-есть, homo soveticus жыв/здоров, хотя СССР канул. Дал ссылку то ли Клаус Леннерт, то ли Клаус Меннерт (есть в вики). Он вроде придумал homo soveticus. Из вики:
В книге «Советский человек. Попытка портрета после двенадцати поездок в Советский Союз в 1929–1957 годы», впервые изданной в 1958 году и ставшей международным бестселлером, пришёл к выводу, что «русские» не легко поддавались советизации, несмотря на все идеологические кампании. Большинство советских людей были аполитичны, их больше заботили средства к существованию, а не коммунизм. Менерт писал об отсутствии в СССР социального равенства, высший слой московского партийного государства был на особом обеспечении, его уровень жизни был намного выше среднего

Синявский и Генс писали пародии на Меннерта. Хорошо, что раскопал его.

Репресии были неслыханных масштабов, первое, что понадобилось homo soveticus — адаптироваться к ним. Жизнь в постоянном стрессе породила survival credo, без которого никак, эо поддержка режима, недоверие всем и поддержка только себя, макимум — детей. Семью советская власть успешно разрушила (см Павлик Морозов), но она, сугубое имхо, восстановилась и разрушила СССР. То-есть, отличительная черта homo soveticus — лицемерие.

Потом Голубовский. Рассказал про традиционные ценности: умри ты сегодня, а я завтра — лагерный императив. Проникновение нарущения закона в законную жизнь оч заметно, законность как бы теряется.
Ещё — особая русская цивилизация, поскольку позитивно её описать трудноватко, определеяется негативно: не как у них. Кодифицирована в Основах социально-культурного развития, подписанных президентом, но статус дока непонятен + обнаружить не удалось. Хотя вот есть: (1)
Основы законодательства Российской федерации о культуре и (2) Основы государственной культурной политики (Указ Президента РФ от 24.12.2014 № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики»). На этих основаниях, к примеру, запретили Тангейзера в новосибирском театре.

Отметили, что демократия — устремлённость в будущее, а прошлое — миф, в частности, 1000-летия России. Таким образом, приоритет государства, которое не отвечает перед народом, приводит к девальвации человеческой жизни и культу самопожервования. Была ссылка на Толстого про потери в Сирии (всего ничего, человек 300). Лозунги из трёх мушкетёров (первоначально швейцарской конфедерации) и мы за ценой не постоим (особо жуткий). Кодифицировано в моральном кодексе строителя коммунизма, часть программы КПСС (22 съезд). Ценность — преданность и послушание, простота и терпеливость.

Но.
Гражданское общество возникает вопреки гос. усилиям. Для примера проводилось движение волонтёров. Власть понимает опасность самоорганизации и делает всё для компрометации и подрыва. Отсюда иноагенты и подконтрольные НКО.
Была ссылка на штабы Навального, где люди решают свои проблемы. Кстати, есть же и самоназвание тутэйшые.

Вместе с тем homo soveticus был не везде и не везде одинаков, были же и Польша, ГДР, Чехословакия, а в Венгрии был Гедеон-Рихтер и изготовление местной оральной контрацепции. Можно вспомнить и идею непоротого поколения. Помянули добрым словом и Владимира Магуна, который сравнивает ценности.

Постановили, что главное отличие homo soveticus лежит на оси доверие-недоверие + выделили три главных дефицита: (1) рефлекии, (2) эмпатии и (3) солидарности. Говорили и о разгрузки от ответственности (это фашистское изобретение, имхо).

Не обошли и т Сталина: и убийца и основатель/хранитель государства. Решить дилемму трудноватко, поэтому не ворошить и хватит об этом говорить. Вспомнили Карагодина, который удумал подать в уголовный суд на государство и собирал материалы для этого. Архивы для него теперь закрыты (см 1984). Он собирается доказать, что царит уголовщина и героизация палачей.

Про уникальность, или Россия — родина слонов.
Естественно она не уникальна, для прообраза взята ностальгия романтического и сентиментального Юга, проигравшего гражданскую войну Северу с его чистоганом. В гражданской войне не бывает победителя. Тем не менее, развите есть (60е годы => Обама), но там. У нас вечный Салтыков-Щедрин и абсурд героя труда, позобновлённого, как грят. Памятники Ленину создают городскую среду, способствующую.

В прениях выступил Ципко.
Спорили о страхе перед будущим.

Ой, много всего, уже запутался, но записки таки разобрал — думал: будет хуже.

бонус:
ДЕСЯТЬ ТЕЗИСОВ О ЛЮБВИ К СТАЛИНУ

No comments: