Почему так дорого?
Заходим в магазин рядом с домом и выбираем симпатичное красное — какое-нибудь Шато ХХ за 1000 рублей. Давайте посмотрим, откуда эта тысяча взялась.
Убираем наценку розницы, то есть этого самого магазина. Тут все очень индивидуально. В нашем случае — 400 рублей. Сами понимаете, аренда дорогая, персонал совсем без зарплаты не оставить, вдруг вино не раскупится — все это нужно учесть.
Тем временем у нас уже не 1000, а 600 рублей. Это оптовая цена, она же базовая цена закупки у импортера. Вообще-то, он может дать скидку от своего базового прайса, кому 5%, а кому-то все 40%. Обычно так везет крупным сетям типа «Ашана» или «Метро». Представим, что нашему магазину скидки не досталось (либо он берет свое Шато ХХ из запасов того же «Метро»), и не будем усложнять свои расчеты.
Теперь прощаемся с наценкой импортера, для этого делим 600 рублей на 1,5 и получаем 400 рублей. В этих 33% наценки помимо собственно маржи присутствуют кое-какие расходы импортера:
- поддержание в порядке склада, на котором хранится вино;
- ЕГАИС — дорогая штука, которую у нас в обязательном порядке используют для контроля за оборотом продаваемого алкоголя: на его покупку, установку программного обеспечения и подготовку сотрудников к работе с этой чудо-системой можно запросто потратить полмиллиона рублей;
- сертификация (конечно, обязательная), которая очень склонна расти в цене;
- обязательная контрэтикетка на русском;
- неизбежные торговые и маркетинговые расходы.
- акциз, для не игристого вина он в 2016 году составляет 9 рублей с литра или 6,75 рублей с бутылки;
- госпошлина на ввоз алкоголя — это 20% от суммы, которую к тому моменту импортер потратил на бутылку;
- НДС тоже есть, но его мы учитывать не будем, так как он все равно вернется к импортеру.
Переходим к расходам, которые случаются у того же импортера до того, как бутылка пересекает российскую границу с Евросоюзом. Поэтому быстренько пересчитываем 300 рублей в евро и получаем по текущему курсу порядка 4 евро.
У €4 забираем еще €1. Это деньги, которые импортер потратит на транспортировку до границы, хранение на затаможенном складе и оклейку акцизными марками бутылки Шато ХХ где-нибудь в Прибалтике (скорее всего, в Риге).
Оставшиеся €3 — цена закупки, по которой бутылка Шато ХХ досталась нашему импортеру от французского винодела. То есть примерно за 200 рублей.
А как все происходит на родине Шато ХХ?
Представим, что бутылочку Шато ХХ купил у винодельни магазин в маленьком французском городке и выставил у себя на полке. За сколько? Обычно наценка — примерно 1,8 раза, и в нее уже заложен НДС и маржа продавца. Так, французский обыватель, а то и наш заезжий турист купит Шато ХХ не дороже €6. И будет потом долго вздыхать, отчего же это прекрасное вино не стоит те же 400-500 рублей в родных «Перекрестках».
Сколько зарабатывает на бутылке винодельня?
Отпускную цену большинство непафосных виноделен (в пафосных творится сущая магия, и мы о ней умолчим) высчитывает по формуле «накинуть 30% к себестоимости». Получается, что бутылка нашего Шато ХХ обходится винодельне примерно в €2.
За эти деньги производитель должен выполнить четыре важные задачи:
- обработать виноградники (подрезка всякая и борьба с гусеницами);
- из винограда сделать, собственно, вино;
- позаботиться о бутылках — разлить вино, бутылки обклеить этикетками, заткнуть пробками (натуральными, ненатуральными или вообще закрыть винтовой крышкой — зависит от производителя), а если выбор падет на пробку, то еще и надеть поверх всего нарядную капсулу;
- ну и хранить какое-то время вино (пока не купят) и платить зарплату персоналу, который за это отвечает.
Ну как. Продолжать ворчать про мировой заговор. Понимать, что переплачиваешь за шаговую доступность — если покупаешь вино не заранее, чтобы всегда было, а в последний момент в ближайшем магазине. Оказавшись на родине Шато, не жадничать и купить домой что-то получше вина за 5 евро — что-нибудь такое, что в московском супермаркете будет стоять в закрытом шкафу среди подарочных и парадных бутылок и пугать ценником.
насколько понял: дело не в жадности, а в условиях торговли в шыроком смысле
No comments:
Post a Comment