Friday, June 7, 2024

war

Герман Греф (26-10-2021)

«Мы находимся на пределе экономического роста». 

Редактор Русской службы Би-би-си Ольга Шамина о критике военной экономики без упоминания войны

Можно ли говорить о проблемах российской экономики, спровоцированных войной, не произнося самого слова «война»?

Вот свежий пример. «Это примитивная модель экономического роста — деньги из бюджета и деньги из кредитных организаций направлены на потребительский рынок. Товаров не становится больше, люди больше производить их не начинают, цены на них повышаются, производительность труда не растет, она падает. В этом состоит исчерпаемость сегодняшней модели роста», — так глава «Сбера» Герман Греф описал на Петербургском международном экономическом форуме-2024 нынешнее состояние экономики России.

«Сбер» ежегодно устраивает на ПМЭФ деловой завтрак. На этом мероприятии Греф, а также некоторые чиновники и бизнесмены позволяют себе критику ситуации в экономике страны. Цитаты регулярно попадают в новости.

Например, в 2022 году «сберовский» деловой завтрак запомнился очень эмоциональным выступлением миллиардера Алексея Мордашова о том, что России, возможно, нужна война.

В 2024 году участники завтрака тему войны и противостояния с Западом обходят, как и причины нынешней ситуации в экономике — Греф буквально называет геополитическую ситуацию «специфической». Но это не помешало ему выступить с редкой сейчас пессимистической характеристикой российской экономики.

«Сегодня модель нашего экономического роста чрезвычайно проста. Все возрастающие бюджетные траты, в первую очередь, в машиностроении, приводят к тому, что предприятия повышают заработные платы. Распространение повышения заработных плат по экономике происходит очень быстрыми темпами, мы этого никогда раньше не видели», — описал ситуацию в экономике Греф.

О том, почему так быстро растет машиностроение и почему государство начало так активно тратиться, Греф умолчал, как и о высоких зарплатах россиянам, воюющим в Украине.

Есть и второй драйвер этого роста — кредиты, признает Греф, это дает экономике шанс, но «не долгосрочный», и в целом рост российской экономики — «хрупкий». Низкую безработицу и высокую загрузку производственных мощностей — обычно эти факторы как очень благоприятные отмечает Владимир Путин — Греф называет признаками того, что «мы находимся на пределе экономического роста».

Уровень сложности продукции в российской экономике в последние годы не менялся, зависимость от нефти и газа сохраняется, перечислил Греф. Выходом из этого он видит развитие технологий, в первую очередь, искусственного интеллекта, но пока признаков этого не слишком много: конкуренция в экономике остается невысокой, инвестиции в новые технологии сравнительно невелики.

Неожиданно эту риторику поддержал зампред правительства Дмитрий Чернышенко: он рассказал о демографической яме и падении производительности труда в России, которые ничего хорошего экономики не обещают. «Мы теперь верим все, что нас всех спасет искусственный интеллект. А что нас еще может спасти? Потому что только это новое сейчас, все остальное повторяется из года в год?» — сказал Чернышенко. Вопрос прозвучал риторически.

No comments: