Ковид, геополитика и акцизы:
почему россияне стали пить больше крепкого алкоголя.
Новое исследование «Если быть точным»
В России — рекордные продажи алкоголя за девять лет. Причем продажи крепкого растут в два раза быстрее, чем всего алкоголя в целом. «Если быть точным» разобрался, что произошло с алкоголем в стране за последние годы.
◾️В пересчете на водку россияне в среднем пьют 0,5 литра в неделю. Это 10 литров чистого спирта на человека старше 15 лет. Около 60% от всего выпитого алкоголя приходится на крепкие напитки: рост их продаж эксперты связывают с последствиями ковида и началом военных действий в Украине.
«Растут не просто продажи алкоголя, а продажи в литрах абсолютного алкоголя [чистого спирта] на душу населения. Это однозначно говорит о росте потребления. — считает демограф Евгений Андреев. — Население России на трудности откликается ростом потребления алкоголя».
◾️Антиалкогольная политика в России перестала работать. Ее главные достижения пришлись на середину 2000-х: появился минимальный порог цены на водку, акцизы повышались, магазинам запретили продавать спиртное ночью. Эти меры были эффективны, но в последнее время их стали применять формально. С 2018 года антиалкогольная политика сошла на нет.
◾️Потребление незарегистрированного алкоголя падает. Это дополнительный источник смертности, но не в большей степени, чем обычная легальная водка. Если в 2017 году на незарегистрированный алкоголь приходилось 33% общего потребления, то в 2022-м — уже 21%.
◾️Смертность от алкоголя в России снижается, но остается одной из самых высоких в мире. В 2022 году от причин, связанных с алкоголем, умерли 45 тысяч россиян. За последние десять лет это число уменьшилось — в 2012-м умерли 56 тысяч человек. Главная причина алкогольной смертности в России — крепкий алкоголь, который обычно пьют в большом количестве разом.
⚫️ Почему россияне стали пить больше алкоголя и чаще от него умирают? Читайте в исследовании «Если быть точным». Бонус: мы узнали, в каких регионах больше всего проблем из-за алкоголя.
Прочитать рейтинг можно здесь.
No comments:
Post a Comment