«Думать стоит о росте смертности, а не о запрете абортов»
Связана ли риторика о «традиционных ценностях» с реальной демографией?
Репродуктивные права российских женщин больше не принадлежат самим женщинам – именно об этом говорят несколько национальных проектов и государственных программ, направленных на «увеличение рождаемости» в частности и «улучшение демографической ситуации» в целом. За этими формулировками скрывается не только стремление соблюдать заявленные тезисы, но и бороться за так называемые «традиционные ценности», запрещать аборты, блокировать любые упоминания об ЛГБТК и наказывать за нарушение этих запретов. Разбираемся, что такое демография, какова ее субъектность в России и почему важнее обращать внимание на смертность, чем на запрет женщинам распоряжаться своим телом.
Национальная политика России по вопросу демографии выходит в поле публичного обсуждения. Телевидение регулярно рекламирует нацпроект «Демография», главный тезис которого «я хочу, чтобы нас стало больше». Минздрав заявляет об идее законодательно закрепить репродуктивный возраст женщины, регулирует оборот «препаратов для абортов» и вводит «речевые модули» для общения гинекологов с пациентками, решившимися на аборт (модули предполагают убеждение в отказе от процедуры и тезисы «быть мамой здорово», «наличие ребенка не станет помехой встретить своего спутника жизни» и так далее), депутаты предлагают выдавать квартиры от государства за рождение пятого ребенка. В общую гонку включаются регионы. Мордовия стала первым субъектом, где ввели «штрафы за склонение беременных женщин к аборту» (до 10 тыс рублей для граждан и до 200 тыс рублей для клиник). Закон вступил в силу 17 августа.
При этом ВОЗ констатирует: репродуктивный возраст женщины длится до 49 лет. В России такого предела нет, и государство требует от женщин рожать – как можно больше, и начиная как можно раньше. Уже упомянутый нацпроект «Демография» стоит почти пять триллионов рублей (рассчитанных с 2019 по 2024 годы), но, судя по всему, не работает. Росстат в 2023 году отчитался о рекордном падении уровня рождаемости в стране с 1999 года. Так, по данным за январь-май, в России родилось 511,7 тысяч детей: это худший результат за 20 лет (число родившихся снизилось на 11,5 тысяч детей по сравнению с прошлым годом).
«Национальный проект «Демография» имеет ряд подпроектов – вплоть до здорового образа жизни и спортивных турников, – поясняет демограф, докторант Высшей школы социальных наук Абы Шукюров, – Его писали неглупые люди, он имеет ряд здравых идей, в том числе направленных на увеличение ожидаемой продолжительности жизни. Однако по большей части проект представляет из себя сборную солянку с упором на пронатализм (политика поощрения роста рождаемости – прим)».
Параллельно с этим в России реализуется концепция демографической политики, обновленная еще до февраля 2022 года. В ней среди прочего идет речь об улучшении условий миграции и о материнском капитале, который перенесли на первого ребенка, – «это главный российский проект по стимулированию рождаемости», указывает Шукюров. Эксперт подчеркивает, что демография – это наука о числах, включающая в себя десятки факторов, и оценка демографической ситуации не может строиться на одном только факте «рождаемости». Более того, фактор демографического роста не работает без оценки смертности, миграции, брачности.
«Полная катастрофа»
Абы Шукюров называет смертность «глобальной демографической проблемой России». «Долгие годы у нас не менялась структура причин смерти от болезней системы кровообращения, она оставалась на высоком уровне, у нас низкая ожидаемая продолжительность жизни, катастрофический гендерный разрыв – до 10 лет между женщинами и мужчинами».
Нельзя не учесть и «высокий уровень потребления крепкого алкоголя», который в РФ является «распространенной практикой и даже скрепой», а также меньшую заинтересованность мужчин (по сравнению с женщинами) в уходе за собой и заботе о своем здоровье, перечисляет эксперт.
Тем временем Росстат отмечает, что смертность в России снижается: на 14,5%, то есть до 748 тысяч человек за период с января по май 2023 года. Кроме этого РФ за первые пять месяцев 2023 года потеряла более 236 тыс человек «в результате естественной убыли» (в 2022 году этот показатель составил 600 тыс человек). Стоит также отметить, что по официальным данным Минздрава, от коронавируса в России умерло 398 тыс человек. Эти данные в мае 2023 года приводил РБК, указывая, что Росстат перестал публиковать данные о смертях из-за коронавируса осенью 2022 года. К тому моменту, по данным статистической службы, в стране умерли 823,7 тыс. человек с коронавирусом. Росстат учитывал и случаи, когда COVID-19 не был основной причиной смерти, сообщало издание. Поэтому многие правозащитники и эксперты считают, что в статистику не попала смертность от сопутствующих заболеваний, то есть смертность в РФ за период пандемии может исчисляться миллионами. Абы Шукюров подчеркивает, что при оценке демографической ситуации нельзя не учитывать последствия пандемии и реакцию на ее распространение со стороны властей, фальсификацию статистики и неучтенные смерти от ковида.
«Запрет не работает»
Если в публичном поле прямая связь между демографической ситуацией и смертностью не артикулируется по ряду причин, то ключевой задачей государство ставит рост рождаемости – как бы смещая акцент ответственности за общее положение дел на женщин, от которых требуется рожать, «чтобы нас стало больше». Сторонники такой риторики выступают за контроль репродуктивных прав, в частности – за запрет абортов и регулирование препаратов для этой процедуры. Эксперты и правозащитники называют этот аспект «мракобесием».
«Мне, мягко говоря, сложно согласиться с аргументом о том, что запрет абортов влияет положительно на демографию, – признается демограф Абы Шукюров. – Во-первых, в запрете абортов сегодня нет никакой необходимости. «Абортная культура», которая существовала в России многие годы в советский период, когда порой абсолютные числа доходили до 5 млн (процедур) в год, сегодня не существует в принципе, а количество абортов в год составляет около 522 тыс (процедур) в год, а искусственные аборты – 312 тыс. В 2019 году, кстати, это количество превышало 600 тыс в год, и сейчас мы видим серьезное снижение. Во-вторых, запрет абортов очень плохая идея, которая приведет к росту смертности, в том числе из-за практики нелегальных абортов. При этом у части людей останется возможность ездить за пределы страны, чтобы сделать аборт».
Кроме того, в долгосрочной перспективе аборты не повышают рождаемость и никак на нее не влияют, подчеркивает демограф. Да, в короткий период будет очевидный прирост, однако в контексте реальных поколений и для демографической ситуации «запрет абортов не сыграет значительной роли», считает Шукюров. Он подчеркивает – важно помнить об основной категории женщин, которые первыми станут жертвами подобного запрета: «Это уязвимые, социально и экономически нестабильные слои населения, в то время как люди более финансово стабильные найдут способ, где сделать аборт». Эксперт также указывает на нестыковку – в России снижается количество абортов и параллельно снижается рождаемость, а значит, это тоже «не подтверждает теорию о влиянии запрета абортов на рождаемость».
Демограф приводит в пример Польшу, где действует запрет абортов. Там рождаемость еще ниже, чем в России – 1,38 рождений на одну женщину против 1,5 рождений на женщину в России. «Из Польши женщины едут в другую страну делать аборт, и это никаким образом не улучшает рождаемость, – отмечает Шукюров, – в истории немало примеров, когда государства запрещали аборты, и если бы это как-то радикально улучшило ситуацию с демографией, мы сегодня бы имели большее количество стран, защищающих запрет на аборты. Мы этого, к счастью, не видим – потому что запрет не работает».
Законы демографии столь же объективны, как законы физики, подчеркивает эксперт в области защиты прав женщин, адвокат Мари Давтян. «Думать, что вы можете управлять рождаемостью или смертностью, – это очень амбициозная задача, – отмечает она, – любой профессиональный демограф скажет вам, что пока история не знает успешного опыта увеличения рождаемости за счет, например, запрета абортов. То, что стране предстоит демографическая яма, обсуждалось уже много лет. Женщин, которые рожают детей сегодня, просто количественно мало. С запретом абортов рождаемость не увеличится. Это фактор номер один».
Второй фактор, более важный, по словам Мари Давтян, – это первичность человека, а не какой-либо общественной потребности или государственного интереса. «Женщина – это не репродуктивная машина, а человек, который вправе самостоятельно выбирать, когда ей работать, когда ей рожать детей и рожать ли их в принципе», – настаивает Мари Давтян, напоминая об основополагающем праве человека – самостоятельно отвечать за свою репродуктивную функцию.
Любое перекладывание ответственности на кого бы то ни было ненормально, уверен Абы Шукюров. Женщина вообще не должна кому-то что-то – будь то мужчина или государство, считает эксперт: «Демография это вообще не наука, которая делит людей на виновных и невиновных, осуждает. Демография это про то, как работают числа, про соотношение разных показателей друг с другом. И если говорить грубо, то либо никто не виноват, либо все».
Традиционные ценности и демография – в чем связь?
Северный Кавказ и Тыва демонстрируют один из самых высоких показателей рождаемости в стране, указывает Абы Шукюров. Притом в этих регионах довольно большой уровень разводов. «Например, Чечня – один из лидеров России по приросту разводов в 2020-2021 годах, их аномальное количество, поэтому риторика о традиционных семейных ценностях никак не коррелирует с фактами, – приводит пример Шукюров, – я эксперт по Азербайджану, это страна консервативная, в отдельных регионах там особое отношение к женщинам, распространено насилие. Но даже там мы видим низкую рождаемость. При этом в Азербайджане есть прирост населения, и он объясняется именно логикой демографического перехода, нежели какими-то усилиями государства. Кроме того, в Азербайджане есть такое явление как селективные аборты. Это насильные аборты по признаку пола».
Традиционные ценности не являются чем-то, что влияет на демографию, они скорее ей сопутствуют, указывает Шукюров: «В России есть такие «традиционные ценности», как употребление крепких спиртных напитков, поэтому они ни о чем не говорят. Примеров того, что традиционные установки помогают демографии, нет, я бы сказал, что они даже вредят, как это происходит в случае с селективными абортами в Азербайджане».
Эксперт указывает также, что демография это еще и наука «про трагедии страны». К примеру, у России был кошмарный по числу жертв 20 век: первая мировая война, революции, гражданская война, вторая мировая война, голод, репрессии, смерть огромного количества людей. «Если бы не было этих жертв, вполне возможно, сейчас у России была бы вполне достойная демографическая ситуация», – полагает эксперт. На вопрос о влиянии СВО на демографию в РФ он предлагает дождаться, когда пройдет время и появятся достоверные цифры. «Мы видим разные оценки потерь вообще и убитых в частности. С глобальной точки зрения это пока небольшой вклад в смертность в России. Но есть важное «но». Все это имеет региональную специфику – имеет значение число людей, призванных из конкретного региона и умерших. Соответственно, в бедных регионах России ситуация будет катастрофической», – считает Абы Шукюров.
Если мы снизим смертность, то будем рожать больше?
Абы Шукюров подчеркивает, что сейчас важным фактором является то, что женщины рожают ребенка в более позднем возрасте. «Сейчас происходит«второй демографический переход», он тоже про ценности. В мире произошли сексуальная революция, контрацептивная революция, расширились карьерные стратегии, произошел разрыв жесткой консервативной структуры между браком, сексом и рождением детей. Сегодня все это существует независимо друг от друга, люди могу выбирать что-то одно или все вместе в любом порядке», – объясняет демограф.
При этом женщинам требуется время и на карьеру, и на заботу о себе, поэтому рождение детей откладывается на более поздний период. Здесь, впрочем, важно не попасть в ловушку, предостерегает эксперт: «Чиновники часто любят говорить, а министр здравоохранения России Мурашко даже говорил, что если женщина будет рожать в более позднем возрасте, у нее будут проблемы со здоровьем. Полная, конечно, чепуха, научно это не доказано».
Чиновникам, как полагает Абы Шукюров, следует сместить свое внимание с дискредитирующих общество установок. «Я бы посоветовал не бороться с тем, что никакого отношения к демографии не имеет и не будет иметь, в частности, запрещать ЛГБТК+ пропаганду, смену пола и аборты, что обсуждается как возможный сценарий для России, – рекомендует эксперт, – куда важнее разобраться с проблемами высокой смертности, работать над улучшением таких вещей, как, например, качество дорог – если мы говорим о смертности в результате ДТП. Стоит поднять акцизы на алкоголь, усилить контроль за его оборотом. Облегчить миграционную политику. Создавать условия для женщин, в которых у них было бы больше свободного времени, в том числе, чтобы государство выпускало и оплачивало сертифицированных нянь, чтобы женщина могла заняться собой, тем делом, которым она хочет, чтобы у нее был баланс между своей работой, своей жизнью и воспитанием детей. В России этого баланса нет».
Мария Новикова
No comments:
Post a Comment