Tuesday, December 27, 2022

ethnic map of Russia

Этническая карты России, часть 5: украинцы


Ковид это ладно. Но то, что за ним ко мне постучится грипп, этого я не ожидал. Не смотря на задержки, ждите выход ещё одной статьи в последний день уходящего года. Есть, что подождать.

За татарами, в очерёдности по численности и доле в РФ идут украинцы. В самом начале о татарах я говорил, что они оказали огромное влияние на становление Российского государства и продолжают это делать — стоит ли заикаться в этом отношении об украинцах, которые были и остаются во всех общественных сферах России в той или иной степени? Думаю, стоит сразу перейти к историческому контексту.

На территории современной России, украинцы до 30-ых были не третьим, а вторым этносом. Численность реальную сегодня предположить очень трудно, т.к. наравне с ассимиляцией, в результате вялотекущей войны с 2014 года и горящего конфликта начиная с 2022 года, численность украинцев, оказавшихся по тем или иным причинам в России, составляет от нескольких сотен тысяч, до более чем миллиона человек.

В разрезе переписных периодов, можно выделить несколько этапов:
  • резкое сокращение численности между переписями 1926 и 1939. Ну, тут главную роль сыграло переписывание украинцев в русских в первую очередь на Кубани и Дону [теперь там самые большие агрессоры], во второй — на территории современных Белгородской и Воронежской областей и Алтайского края. В отличии от иных этносов, динамика численности и доли украинцев в РФ имеется по всем переписях хотя бы в разрезе регионов, поэтому это видно сразу. Т.к. численность переписываемых исчисляется миллионами, украинцев стало меньше в численности более чем в два раза. Доля упала соответственно с 7,4 до 3,1 процентов. Ну и соответственно украинцы стали третьим этносом. При этом определённые доли украинцев появились практически в каждом регионе, что было свойственно в те времена политики движения кадров.
  • неизменная численность. С 1939 по 1970 год численность украинцев не поменялась и на 15 тыс. человек. Но стоит отметить, что неизменность между 1939 и 1959 всё равно говорит о росте, поскольку в 1959 году Крымская область уже была в УССР, а там на 1939 год жило более 150 тысяч украинцев. При общем росте численности населения РСФСР, доля украинцев продолжила падать, упав ещё на пол процента. Но украинцы в долях значительно выросли везде, где их особо не было раньше, и упали там, где они традиционно составляли значительную долю и не были переписаны в 30-ых — территория Зелёного и Серого клинов, Оренбуржская область. [лично я, всегда г пишу]
  • рост в последующее советское время. Рост был и долевой: к 1989 году украинцы почти восстановили долю пятидесятилетней давности — 3%. Определённая стабилизация произошла в местах традиционного проживания, да и нетрадиционного также, рост в долях не большой. Исключениями стали автономные округа Тюменской и Магаданской областей, где украинцы за 20 лет увеличили свою диаспору в десятки раз. Особенно интересно это сказалось на Чукотке, где они более чем в два раз перегнали живущих там чукчей.
  • ассимиляция в постсоветское время и война. Именно последний на сегодняшний день этап стал самым тяжёлым. Уже за эти двадцать лет численность упала более чем в два раза, доля ещё значительнее, с 3 до 1,4 процента. Башкиры стали значительно ближе к украинцам и если бы не война, то вполне бы перегнали вторых в новой переписи. Сколько же украинцев сегодня в России сказать трудно, но то, что ассимиляционные процессы никуда не делись — вполне очевидно.
Смещение ареала произошло координально. От прежних ареалов украинцев остаётся всё меньше памяти. Визуально, украинцы России живут внушительно не там, где они жили 100 лет назад, а там, куда они приехали в послевоенное время.

Усугубляет положение и то, что в отличии от татар, украинцы не имеют никакой системы защиты. У них нет своего региона, но самое главное — нет потребности в своей защите. При многомиллионном населении — ни одной национальной школы и лишь пару культурных центров на всю страну.

В итоге «маємо то що маємо». Не считая переписной ошибки в Магаданской области, большой процент украинцев вплоть до большинства, остался в Сером Клине и в Воронежской области, где процент украинцев в разных местах скачет туда-сюда. В интернете полно карт регионального уровня по каждой переписи на территории России и доле украинцев в этих регионах. Не смотря на общий рост украинцев в России, доля на родных местах падала постепенно, хотелось бы конечно видеть в таком же разрезе территории, как это происходило.

Я не рассуждал о перспективах, говоря о татарах, тут и тем более не стану, т.к. происходящие события напрямую влияют на ситуацию.

Надеюсь вам понравилась статья. Отслеживать выход статей легче в моём телеграм-канале, в котором всегда будет прямая ссылка на полную версию.

Увидеть оригиналы работ, отдельные замечания и многое другое, а также просто поддержать меня, можно с помощью подписке на сервисе бусти. Я по прежнему разыгрываю одну подписку на месяц: нужно угадать, какими длительными проектами я занят на протяжении последних месяцев. [понятно, что мопед немой]

Спасибо

2 comments:

ba.ldei.aga said...

интересное про Эгельса (из википедической статьи про серый клин):
Совершенно особняком ото всех стоит группа украинцев, расселившаяся на левом берегу Волги, напротив Саратова, там, где сегодня расположился Энгельс. Данная группа украинцев оказалась буквально врезана в «море» многочисленных немецких колоний Поволжья. Следует заметить, что украинцы стали на 15 лет раньше заселять левобережье Волги. Но, несмотря на это, поскольку численность немцев-колонистов была больше, лингвист Георгий Дингес ввёл даже в научный оборот понятие «покровский клин». Эти обстоятельства, а также особенности появления украинцев на данных землях (в связи с реализацией правительством крупного внешнеполитического проекта), сыграли важнейшую роль в формировании их мировоззрения. Это проявилось в создании богатого и удивительного мифического и поэтического наследия, не имеющего аналогов среди других украинских групп Нижнего Поволжья.

ba.ldei.aga said...

пардон: про Жовтий Клин