Monday, August 8, 2022

mow

Политолог и историк Иван Курилла пишет о том, что будет потом.


Читаю очередное удивление быстрым развитием Москвы. Там в самом деле какими-то невиданными темпами строят не только жилье, но и транспортную инфраструктуру. Я тоже, в каждый приезд в столицу, вижу на схеме новые станции метро и всяких дополнительных "колец" и "диаметров". У любого нестоличного жителя это вызывает смешанные чувства и воспоминание о десятилетиями не ремонтировавшихся дорогах в родном городе (а у петербуржца, например, - о своем многострадальном метрострое, где за десять лет едва открыли четыре станции, одна из которых не используется).

Но я не об этом.


Все это изобилие питается столичностью Москвы. Такое количество жилья и инфраструктуры может оказаться невозможно поддерживать в случае утраты Москвой возможности собирать налоги со всей России, утраты привлекательности московской жизни для амбициозных провинциалов.

Примеров тому много. Тот же Санкт-Петербург и сегодня (с Газпромом и Конституционным судом) не может поддерживать в парадном состоянии все наследство, оставленное ему последними десятилетиями Российской Империи: утрата столичного статуса привела к падению доходов города и его жителей, - и вот даже в первой четверти XXI века в городе "много заброшенных дворцов" (это я цитирую без указания авторства). Время от времени в сети всплывают фотографии Детройта после бегства оттуда населения (в середине 1960-х там жили более 3 миллионов, сейчас - менее одного), - брошенные дома, обрушающиеся гостиницы, кварталы - призраки.

Можно вспомнить и более далекую историю, - золотоордынские столицы на Нижней Волге процветали, пока Орда была сильна и контролировала значительную часть Евразии. Поход Тамерлана нанес удар по их благосостоянию, но именно крах Орды не оставил от крупнейших городов Европы XIII-XIV веков ничего, кроме полей черепицы в степи над Ахтубой.

Россия вступила в кризис, выход из которого пока не виден. Однако в нескольких - разных - вариантах к концу этого кризиса Москва не удержит контроль над тем же объемом финансовых потоков и тем же количеством жителей, что сегодня. Как будет выглядеть строящаяся сегодня инфраструктура в этом будущем?

Если Москва останется столицей, развитие будет. Столицы развиваются везде, даже в Испании.

No comments: