Кто считался старым в Средние века
Очень часто приходится сталкиваться с мнением, что в Средние века люди старились быстро и умирали молодыми. Что, естественно, является не то чтобы полным бредом, а просто явной ленью в изучении вопроса. Потому что правильный ответ - кто как, что мы и сейчас наблюдаем. [скажу честно: ответ не понял]
Все геронтологи нашего времени знают, что хронологические рамки мало что говорят о человеческом возрасте. Возраста, после которого человек становится старым, просто не существует. Как пошутил один из специалистов по заболеваниям памяти, «старик – это человек, который старше тебя на 15 лет». К тому же, внутренние органы человека «стареют» с разной скоростью.
Разумеется, вопрос продолжительности жизни людей волновал всегда, вне зависимости от того, верили они, на самом деле, в бессмертие своей души, или сильно сомневались. В любом случае, человек обычно достаточно привязан к той реальности, в которой он живет, чтобы интересоваться возможностями прожить не только дольше, но и качественнее. Поэтому спрос на советы и объяснения специалистов по данному вопросу всегда был и остается животрепещущим, можно сказать.
Винсент из Бове (1190-1264) писал, что «в событиях и работах юности ты не замечаешь, как старость подкрадывается потихоньку, шаг за шагом. Она не побеждает сразу, но отвоевывает часть за частью».
Арнольд из Виллановы (1235 – 1311) из Салерно подмечает, что люди с холерическим темпераментом и острым умом имеют тенденцию к болезненной молодости, но к зрелым годам их здоровье улучшается, и они живут долго и старятся медленно. Что касается женщин – то старая женщина – это та, которая не протестует, когда ее называют старой.
Августин из Гиппо (354 - 430) разделяет человеческую жизнь на 6 стадий: «ты не изменяешься от одной стадии к другой, но, оставаясь все тем же, ты будешь чувствовать новизну. Второй возраст не наступит так, чтобы закончился первый; и наступление третьего не разрушит второй; четвертый не родится так, чтобы умер третий; и пятый не станет завидовать силам четвертого; и шестой не подавит пятого. Хотя они и не приходят так, чтобы быть одновременно, они продолжаются в гармонии один с другим в душе, у которой правильные отношения с Богом, и они будут поддерживать тебя в бесконечном покое и прозрачности седьмой стадии».
До сих пор гериатры и геронтологи считают, что в возрасте от 60 до 70 лет наступает некоторое ослабление жизненной силы человека. Представление о возрасте, в котором начинается старость, отражаются в западном обществе в возрасте выхода на пенсию (около 65 лет), хотя девиации в рамках одной и той же возрастной группы очень сильны.
Широко распространено мнение, что в Средние века и во времена Ренессанса люди старели раньше, что человек 40 лет уже считался старым. Эти поверия основываются на понятиях о средней продолжительности жизни человека тех эпох. Историки, придерживающиеся этой точки зрения, основываются на текстах Средних веков и Ренессанса, касающихся вопросов «возраста человека» и «стадий жизни», а также на персональных записях людей того времени, в которых они излагают свои понятия по вопросу, а также описывают свои ощущения старения.
Это не лучший способ для выводов о том, как быстро люди старились в те времена. Гораздо более надежно обращаться к юридическим текстам Средневековья и Ренессанса, определяющим понятие «старый человек», причем в привязке к культуре и социуму отдельно взятого общества.
Деление жизни на стадии довольно типично для Средних веков, и отражается как в литературе научной, медицинской, дидактической, гомилетической, так и в искусстве. Различные системы разделения жизни на этапы тщательно изучались, особенно, разумеется, последние этапы жизни человека. Большинство этих систем даже не принадлежит Средневековью, а берет начало из представлений древних Греции и Рима, и даже из мусульманских трактовок античных знаний. В тринадцатом веке научные работы начинают писаться на национальных языках, и, таким образом, даже люди, не знающие латынь, получают доступ к различным ученым теориям и представлениям. Даже те, кто не мог читать, имели возможность наблюдать за интерпретацией понятий о старении по скульптурам и фрескам.
Наиболее популярными были деления человеческой жизни на три, четыре, шесть и семь стадий, реже – на пять и двенадцать. В данном контексте интерес представляют те, которые четко называют границы каждой стадии, потому что очень много учений подробно каждую стадию жизни описывает, не ставя при этом четких возрастных границ.
Деление жизни на три стадии базировалось на биологии Аристотеля. Деление на четыре стадии – на физиологии, и на семь стадий – на теории Птолемея о том, что за каждую стадию человеческой жизни «отвечает» определенное небесное тело, наделяя ее своими характеристиками. Но бывали и другие вариации, как то деление жизни на четыре стадии по «временам года», и на семь – по семи каноническим добродетелям и пр., и пр.
Бернар де Гордон из Монпелье в 1308-м делит жизнь человека на три стадии:
От 0 до 14 лет (aetas pueritiae), 14 – 35 (aetas iuventutis), 35 - ? (aetas senectutis). В другой своей работе он обозначает верхним пределом человеческой жизни 60 лет.
Данте на границе 13-го и 14-го веков в Convivio делит жизнь совершенно по другому: 0 – 25 (adolescenza), 25 – 45 (gioventute), 45 – 70 (senetute), 70 - ? (senio).
Филипп де Наваро, 13-й век, предлагает следующее деление (не являясь, впрочем, медиком, но крестоносцем, поэтом, писателем и консервативным философом): 0 - 20 (anfance), 20 - 40 (jovant), 40 - 60 (moien age), 60 – 80 (viellece).
Впечатляющий разброс для одного столетия!
Остается только совершенно неясным, имеется ли в виду жизнь только мужчин, или и мужчин, и женщин. Винсент из Бове упоминает вскользь, что молодость женщины заканчивается после 50 лет, когда она теряет способность к деторождению. Действительно, в Средние века считалось, что менструации у женщин заканчиваются в 50 лет, что приблизительно на 5 лет больше, чем средний идентичный период в наши дни. Но ведь детородный период определяется не только биологией, но и социально-экономическими обстоятельствами. Например, в Тоскани средневековая женщина выходила замуж приблизительно в 17 лет, и очень редко рожала после 36. Очень похоже на то, что после рождения нескольких детей пары принимали меры контрацепции. Остальные ученые, очевидно, предполагали, что и женщины, и мужчины проходят стадии жизни одинаково.
Томас Аквинский даже утверждал, что нет такой стадии в жизни женщины, когда она достигает той стадии совершенства, за которым наступает только увядание.
Что касается конкретных записок и писем контретных людей, то историк Гилберт упоминает о тех, кто считал себя старым и даже приближающимся к смерти около 40 лет:
Пьетро Арентино (1492 – 1556) – в 45 лет
Эразм Роттердамский (1466 – 1536) – в 40 лет
Микеланжело (1475 – 1564) – в 42 года
Франсуа Вийон (1431 – 1463) - в 30 лет
Историк Розенталь приводит несколько другие примеры:
Джеффри Чосер (1343 – 1400) – в 50 лет
Уильям Кэкстон (1422 – 1491) – в 50 лет
Томас Окклив (1368 – 1426) – в 53 года
Лорд Ричард Скроп (1327 – 1403) – в 57 лет.
(Не могу не заметить от себя, что никто из них не умер тогда, когда считал себя умирающим, кроме Вийона, который особый случай, и что резкое ухудшение качества жизни в пятнадцатом веке сделало людей гораздо более ипохондричными)
Не будет излишним также обратить внимание и на то, в каком контексте вышеозначенные деятели именовали себя старыми. Микеланджело, например, в свои 42 пишет к агенту Медичи Бонинсегне: «Опять же, я – старый человек, и мне не кажется заслуживающей усилий бездарная трата моего времени для того, чтобы сберечь папе две или три сотни дукатов». Комментарии, как говорится, излишни.
Необходимо также помнить, что в Средние века смерть не была таким табу, каким она стала в наши дни. О смерти много рассуждали, писали, рисовали, ставили мистерии. Люди Средних веков ни на минуту не забывали, что они смертны.
Было совершенно естественно написать, как тот же Микеланджело, что «я буду дома ко дню Всех Святых, если не умру до этого». Но это совершенно не значит, что смерть человека в возрасте 35 – 45 лет считалась естественной. Ни в коем случае! Ее горько оплакивали, сравнивая умершего со слишком рано оборванным плодом (кажется, этот оборот ввел Петрарка, который очень много писал о вопросах жизни и смерти). Смерть старого человека горем не считалась. Как писал Альбертус Магнус (1193 – 1280), старый человек начинает холодеть, высыхать, и, говоря современным языком, терять иммунную защиту. Признаком ясно надвигающейся смерти он считал начало болезней памяти. Магнус писал, что человек, умирающий от старости, даже не чувствует перехода из мира этого в мир иной.
Что касается указов и декретов королей, то здесь имеется масса примеров, что старыми считались люди от 60 до 70 лет и старше. Список, в общем-то просто огромен. Здесь и указ Филиппа Пятого Французского от 1319 года, разрешающий лицам старше 60 лет платить налог местному сенешалю, а не ехать ко двору короля, и указ Филиппа Шестого Французского от 1341 года о пенсиях, сохраняемых для старых служак старше 60-ти, и распоряжение Педро Жестокого от 1351 года об обязательных работах для всех, от 12 до 60, и распоряжение Эдуарда Второго Английского о военной подготовке всех мужчин от 15 до 60, и пенсия солдатам старше 60 Генриха Седьмого Английского, и много чего еще. Во многих регионах Европы (например, Кастилия и Леон) пенсионный возраст для служащих наступал и вовсе в 70 лет.
Что касается женщин, то вдовы 60 лет, владеющие состоянием, были освобождены от необходимости выходить замуж или платить штраф за отказ королю или лорду. В судебных записях Средних веков возраст упоминается только в том случае, если имеет отношение к нарушению закона. Например, в 1410 году в Турине были оштрафованы молодые люди за то, что они устроили шаривари под окнами вдовы, которая накануне обручилась. В свою защиту она они заявили, что вдова была слишком стара для нового брака: ей было 60 лет!
Сохранилось письмо, адресованное епископу Линкольнскому в 1338 году относительно графини Алисии де Лэси, которая после смерти мужа дала обет целомудрия и собралась в монастырь, но оттуда ее выкрал некий рыцарь, и она дала ему свое согласие на замужество. Автор просил наказать рыцаря деньгами, усиливая свою точку зрения уточнением, что графине было 60 лет!
И еще один интересный момент: в Средние века существовал обычай округлять возраст до ближайшего десятилетия, 63-летний говорил, что ему 60, а 55 летний мог считать себя либо 50-ти, либо 60-ти лет от роду. Как писал Петрарка Боккаччио « молодые люди уменьшают свой возраст, а старые увеличивают».
Тем не менее, стоит еще раз упомянуть о средней продолжительности жизни тех времен, где статистика учитывает и эпидемии, и войны, и детскую смертность. Такая статистика редка, но в одной из коммунн Флоренции она сохранилась:
1300 – около 40 лет
1375 – около 18 лет
1400 – около 20 лет
1427 – около 28 лет.
Вот, собственно, что создало наше представление о том, что в Средние века 40-летний человек считался старым.
в оригинале много картинок — видимо, они и доказывают тезис
об авторе:
об авторе:
Я обитаю на дайри, там у меня открытый дневник. Ник переводится, как "кошачья мята". У себя в дайри я пишу о Средневековье и обо всем понемногу. Я - не историк и не специалист. Просто заинтересовалась вопросом, и делюсь находками.
Да, и о критике. Не люблю. Обсуждать - это одно: высказывать свои точки зрения - здорово, выдвигать свои версии - увлекательно. Этим я занимаюсь с удовольствием. Но пару раз уже пришлось довольно резко оборвать попытки указать, как надо "правильно" мыслить, выражаться и понимать. Вот этого не надо. Дело не в моем большом эго (оно такое большое, что критика его даже не царапает), а в полном отсутствии времени для склок. В сети я хочу переключаться на приятное и отдыхать душой.
В текстах много описок, пардон. Когда-нибудь, возможно, я их даже вычитаю. Когда будет время. Если когда-нибудь будет.
No comments:
Post a Comment