Эпоха бронзы и череда миграций в Европе
В 2021 годы вышел сборник Yamnaya Interactions, посвященный взаимодействию культур ранней бронзы с упором на ямную.
Отдельного внимания заслуживает статья Волкера Хейда "Yamnaya, Corded Wares, and Bell Beakers on the move". [ссылка в конце]
Тем не менее, есть черты погре**льного обряда, которые роднят ранних шнуровиков и ямников. Например, идея индивидуального погребения, сооружение кургана над могилой, ориентировка запад-восток и т.д. Но отличий гораздо больше - гендерно-дифференцированные погребения, особенности инвентаря, демонстрация оружия. Этого не было у ямников. У западных ямников получили распространение особые артефакты, серебряные височные кольца. Они отмечены в низовьях Дуная, Днестра, на Балканах и Карпатах. Вероятно, это означало особую прическу или головной убор. Но шнуровики их не носили, так как такие артефакты у них в значимом количестве не отмечены. Керамика у носителей этих культур тоже разная. Таким образом, отличий явно больше, чем сходств. И если ямная не подходит на роль предшественницы шнуровой культуры, то кто мог ей быть?
Вероятно, источником было смешение различных групп с разным происхождением. Это подразумевается не только разнообразием гаплогрупп, но и культурными аспектами. Предварительно можно очертить географию. Во-первых, это скорее всего не степь. Она к 3000 году была довольно гомогенной генетически.
Но при этом в буджакской группе существуют плоскодонные сосуды, украшенные шнуром. Светлана Иванова рассматривает их как импорты уже развитых групп КШК, но Хейд считает, ссылаясь на исследование 2015 года, что они появляются уже к 2900 году до н.э. Впрочем, Хейд замечает, что необходимы дополнительные исследования о понимании их роли в формировании керамического ансамбля КШК.
Примеры украшенных шнуром сосудов в ямной культуре
Степное происхождение и ямные контакты скорее указывают на лесостепь, где было больше гетерогенности. На лесостепь также указывают, по мнению Хейда и некоторые виды украшений. Генетический портрет шнуровиков указывают, что они находились в контакте с ранними земледельцами и поздними охотниками. Лесостепные районы между Прутом/Днестром и Днепром – вот регион в Восточной Европе, где к 3000 году присутствовали поселения земледельцев. Дальше на восток их уже не было. Но между Днестром и Днепром находился целый ряд земледельческих сообществ. Это и остатки трипольцев, и поздние группы культуры воронковидных кубков, и только недавно появившиеся в регионе представители культуры шаровидных амфор.
В последней трети четвертого тысячелетия эти земледельцы соседствовали с целым рядом степных групп – нижнемихайловской и постстоговскими. Среди них выделяется т.н. животиловско-волчанская группа, или группа Бурсучень. Они представлены индивидуальными погребениями скорченно на правом и левом боках в позе адорации. Другие признаки, такие как форма могильной ямы, инвентарь, ориентация погребенного, окраска охрой варьируются. Особенно интригует практически равное количество погребений на правом и левом боках. Пока нет антропологического подверждения, что это связано с полом, но очень уж напоминает гендерно-дифференцированные могилы шнуровиков. В любом случае, присутствие в регионе столь большого количества знакомых черт делает его вероятным источником для КШК, как считает Хейд. Особенно интересно, что сюда как раз проникают люди культура шаровидных амфор. Это вполне могло вызвать реакцию, взаимодействие разных групп и стать стимулом к формированию КШК. В том числе и воинственного типа, как ответ на экспансию КША.
Кубки ранней культуры шнуровой керамики
Погребения нижнемихайловской (1-3), постстоговской (4), животиловско-волчанской (5-6) групп
Хейд указывает, что в юго-восточной Польше, Люблинском и Жешувском регионах, в Малопольше и Силезии, а также в Моравии довольно мало ранних погребений КШК. По мнению Хейда это указывает на то , что вряд ли можно говорить о пересечении Карпат какими-либо ямными группами. Это также минимизирует влияние дунайской группы ямной культуры. Ранние погребения КШК локализованы в Великопольше. Также некоторые погребения и поселения КШК говорят о том, что восточно-балтийский регион находился на траектории проникновения КШК на запад, хотя тут может сказаться резервуарный эффект, удревненные датировки.
Другой крупный регион с древними памятниками КШК – долина Эльбы от Дании до Чехии. Здесь наблюдаются погребения либо с минимальным, либо вообще без инвентаря, принадлежащие так называемому Кальсбрит-горизонту (Kalbsrieth), очень ранних погребений, совершенных по шнуровому обряду, но из-за отсутствия инвентаря их нельзя надежно отнести к КШК. Тем не менее, это новшество. Таких погребений в непосредственно предыдущих КШК культурах практически не было. Вероятно, их можно считать авангардом проявления зарождающихся шнуровых традиций на западе.
Примеры погребений Кальсбрит-горизонта
Произошла ли в это время вторая крупная миграция, на сей раз внутри шнурового ареала? Пока нет полной картины, но некоторые исследователи, например, Петр Влодарчак, считают, что перемещение связано со среднеднепровской культурой, расположенной на территории севера Украины и в Белоруссии. Причиной могла быть экспансия людей степной катакомбной культуры. В это время становятся заметны изменения в погребальном инвентаре – возрастает роль оружия, появляются наборы стрел, а также погребения ремесленников. В Малопольше появляются катакомбы, а могилы становятся богаче.
Река Рейн во многом выступает как географическая, климатическая, ландшафтная граница между Западной и Центральной Европой. Но в начале третьего тысячелетия до нашей эры он был также и культурной границей. Именно Рейн служил границей распространения культуры шнуровой керамики. Как до этого он был границей распространения культуры шаровидных амфор. Но, похоже, что как и в случае с междуречьем Днестра/Прута и Днепра, пограничье разных культур может дать возможность синтеза разных элементов и рождения чего-то нового.
Такого, как культура колоколовидных кубков (ККК). Она представляет собой смесь восточных и западных элементов. Западные элементы во многом выражаются в формах так называемой приморской (maritime) керамики, а также в ранних датах ККК, происходящих с Иберийского полуострова. Восточные элементы – все те же индивидуальные погребения, гендерная дифференциация, а также полностью орнаментированные сосуды, зачастую отпечатками шнура. Как показали недавние исследования, дихотомия Восток-Запад отмечена и в древней ДНК. При такой двойственности неудивительно, что низовья Рейна считались возможной колыбелью ККК в так называемой голландской модели.
Таким образом, практически каждые 150 лет Европа того времени видела крупные миграции.
Мне статья показалась интересной. Но, конечно, не бесспорной.После обсуждения статьи возник ряд вопросов. Если очень кратко, то часть из них можно сформулировать так.
1. Хейд некритически относится в датировкам, среди которых могут быть некачественные и удревненные. А такие точно есть, об этом в свое время выходила статья Фюрхольта. Хейда почему-то удивляет датировка 2900 для шнуровых кубков у ямников, но при этом он сам и соглашается с тем, что в 2900 шнуровики уже были в Финляндии, Прибалтике, Богемии, Центральной Польше и т.д. Вообще, ситуация с датировками непростая. Есть случаи, когда одно и то же погребение датировано тремя разными датами.
2. Связь с Животиловкой не такая четкая, как это кажется Хейду. Например, гендерно-дифференцированные погребения лишь предполагаются. До внятного антропологического исследования, которое докажет, что погребенные на разных боках разделяются на мужчин и женщин, об этом нельзя говорить. В животиловских погребениях много охры - почти половина погребений. В КШК ее мало. По керамике тоже мало общего. В животиловских погребениях чаще всего либо трипольские, либо майкопские сосуды. Других различий тоже много - особенности погребальных конструкций, случаи нестандартных ритуалов в погребениях, некоторые виды инвентаря и т.д.
3. Непонятно зачем Хейд начинает говорить о шнуровых кубках у ямников, если сам потом отвергает этот путь. К тому же, с этими шнуровыми кубками есть нюанс. Например, Иванова считает их импортом из КШК, но Хейд пишет, что они ок. 2900 года. Само по себе это еще ни о чем не говорит. Но после чтения статьи, на которую ссылается Хейд, ясно, что это слишком поспешные выводы. Например, ранняя дата происходит из других комплексов, без шнуровых кубков, а погребения с ними как раз не датированы. Вся группа ямных погребений в статье, на которую ссылается Хейд, датируется довольно широко:
"Pottery is again rare; but when vessels are given they often represent cord-decorated beakers, resembling very much the typical Corded Ware beakers of Central and Northern Europe. Graves of this group have normally 14C dates after c. 3050/3000 cal BC with a tentative possibility to further divide them along with the flat and steep parts of the calibration curve, i.e. firstly from c. 3050/3000 to 2880 cal BC and then from c. 2880 to 2580 cal BC. This perhaps opens the possibility to eventually define an earlier and later ’Yamnaya’"
Т.е. твердых фактов о том, что эти кубки древние у нас нет. И самое главное - они там совершенно изолированны, без каких-либо прототипов. В то время, как в Центральной Европе как раз прототипы им есть.
Что понравилось.
1. Хейд пытается согласовать генетические и археологические данные. Пусть не всегда получается, но попытка - это уже зачет.
2. Интересно стремление очертить регион возможной трансмиссии. И тут я с ним согласен. Донором степной генетики вполне могли быть как раз группы лесостепи, а передатчиком - возвратные миграции КША. КШК складывается в Центральной Европе, там все прототипы и формы.
Мне хотелось бы здесь кратко пересказать ее.
Начиная с 2015 года вышел ряд статей палеогенетиков о трансформации европейского генофонда в позднем неолите. С тех пор факт смены населения в это время никем не оспаривается, но нет единого мнения о том, как происходила эта смена, каковы были ее механизмы и масштабы, скорость и даже направление только самое общее.
Зато известны проводники этой миграции. Три культуры – ямная, шнуровой керамики и колоколовидных кубков.
Зато известны проводники этой миграции. Три культуры – ямная, шнуровой керамики и колоколовидных кубков.
Хейд в своей статье предпринимает попытку осветить четыре главных вопросы:
1) Объединить данные археологии и генетики.2) Подчеркнуть роль географического фактора.3) Оценить потенциальные причины.4) Выяснить какую роль сыграли миграции этого периода.
Для этого автор рассматривает каждую из возможных миграций по отдельности.
Ямная культура в движении (3100-3050 гг. до н.э.)
Формирование ямной культуры происходит в течение относительно короткого периода в конце четвертого тысячелетия. Через некоторое время ее носители появляются к северо-западу от Черного моря в границах степной полосы. Здесь образуется особая, буджакская группа ямной культуры, иногда выделяемая в отдельную буджакскую культуру в рамках ямной культурно-исторической общности. Я как-то писал о ней.
Несмотря на то, что ямная культура локализуется в степной полосе, ее носители проникают и в лесостепь. Для западной части ямной культуры самые северные памятники достигают Черновцов в Буковине и Киева. Однако в последнее время появились сведения о том, что возможно, на юге ямникам повезло больше. Неспецифичные подкурганные захоронения, напоминающие ямные обнаружены в южной Сербии и восточной Фракии, в Албании, Косово. О причинах ямных миграций написано довольно много. Тут и особая социально-экономическая модель, и связка колесо-телега, и климатические и экологические изменения. От себя добавлю, что есть сведения о привязанности ямных погребений к местам добычи соли и некоторых металлов. Из экзотичного – «молочная эспансия».
Красные точки - памятнки ямной культуры. Желтые - под вопросом.
Красные точки - памятнки ямной культуры. Желтые - под вопросом.
Определенно, климатические изменения должны были сыграть важную роль в этих перемещениях. Потому что за столетие до ямной миграции наблюдается еще одна экспансия – культуры шаровидных амфор. Причем она продвинулась как на запад, так и на восток, разрезав трипольский ареал и оказавшись на территории современной Украины, выйдя к границам степи. И не случайно, что этим временем датируются эффекты бутылочного горлышка для Y-хромосомы исследованных групп. Т.е. резкое сокращение, а потом и быстрое наращивание численности. Вероятно, это было время харизматических лидеров, принимавших решения о перемещениях далеко от родных мест, в результате чего с места снимались целые группы населения. Причинами также могли быть и конфликты с соседями.
Хейд также указывает на присутствие особой «идеологии путешественников». Я не читал статью, на которую он ссылается, говоря об этом. Надо обязательно восполнить этот пробел, но из контекста, как я понимаю, следует предположение о том, что в это время идея странствий была чем-то сродни религиозной идеи. Скорее всего, речь идет об артефактах с рисунками ступней, как отражении этой идеи.
Первая региональная передача. Речной фронтир Днестр-Днепр и возникновение комплекса шнуровой керамики (2950–2750 гг. до н.э.)
Все недавние исследования палеогенетиков демонстрируют следующий парадокс. В то время, как ранние захоронения культуры шнуровой керамики (далее КШК) показывают степное происхождение погребенных (некоторые 100 %), только крохотная часть из них (два индивида) принадлежит к ямной гаплогруппе R1b-Z2103. Большинство Y-хромосом относятся к ярко выраженному типу R1a (почти все ветвей M417 и Z282), в то время как также представлены R1b, но не ямные, а L51 и U106. Q1b и I2a играют лишь незначительную роль, причем погребения I2a в основном являются довольно поздними, географически периферийными и нестандартными по обычаям захоронения. Это означает, что подавляющее большинство шнуровиков не происходят от людей ямной культуры. Их роднит только общий степной аутосомный фон.
Тем не менее, есть черты погре**льного обряда, которые роднят ранних шнуровиков и ямников. Например, идея индивидуального погребения, сооружение кургана над могилой, ориентировка запад-восток и т.д. Но отличий гораздо больше - гендерно-дифференцированные погребения, особенности инвентаря, демонстрация оружия. Этого не было у ямников. У западных ямников получили распространение особые артефакты, серебряные височные кольца. Они отмечены в низовьях Дуная, Днестра, на Балканах и Карпатах. Вероятно, это означало особую прическу или головной убор. Но шнуровики их не носили, так как такие артефакты у них в значимом количестве не отмечены. Керамика у носителей этих культур тоже разная. Таким образом, отличий явно больше, чем сходств. И если ямная не подходит на роль предшественницы шнуровой культуры, то кто мог ей быть?
Вероятно, источником было смешение различных групп с разным происхождением. Это подразумевается не только разнообразием гаплогрупп, но и культурными аспектами. Предварительно можно очертить географию. Во-первых, это скорее всего не степь. Она к 3000 году была довольно гомогенной генетически.
Но при этом в буджакской группе существуют плоскодонные сосуды, украшенные шнуром. Светлана Иванова рассматривает их как импорты уже развитых групп КШК, но Хейд считает, ссылаясь на исследование 2015 года, что они появляются уже к 2900 году до н.э. Впрочем, Хейд замечает, что необходимы дополнительные исследования о понимании их роли в формировании керамического ансамбля КШК.
Примеры украшенных шнуром сосудов в ямной культуре
Степное происхождение и ямные контакты скорее указывают на лесостепь, где было больше гетерогенности. На лесостепь также указывают, по мнению Хейда и некоторые виды украшений. Генетический портрет шнуровиков указывают, что они находились в контакте с ранними земледельцами и поздними охотниками. Лесостепные районы между Прутом/Днестром и Днепром – вот регион в Восточной Европе, где к 3000 году присутствовали поселения земледельцев. Дальше на восток их уже не было. Но между Днестром и Днепром находился целый ряд земледельческих сообществ. Это и остатки трипольцев, и поздние группы культуры воронковидных кубков, и только недавно появившиеся в регионе представители культуры шаровидных амфор.
В последней трети четвертого тысячелетия эти земледельцы соседствовали с целым рядом степных групп – нижнемихайловской и постстоговскими. Среди них выделяется т.н. животиловско-волчанская группа, или группа Бурсучень. Они представлены индивидуальными погребениями скорченно на правом и левом боках в позе адорации. Другие признаки, такие как форма могильной ямы, инвентарь, ориентация погребенного, окраска охрой варьируются. Особенно интригует практически равное количество погребений на правом и левом боках. Пока нет антропологического подверждения, что это связано с полом, но очень уж напоминает гендерно-дифференцированные могилы шнуровиков. В любом случае, присутствие в регионе столь большого количества знакомых черт делает его вероятным источником для КШК, как считает Хейд. Особенно интересно, что сюда как раз проникают люди культура шаровидных амфор. Это вполне могло вызвать реакцию, взаимодействие разных групп и стать стимулом к формированию КШК. В том числе и воинственного типа, как ответ на экспансию КША.
Кубки ранней культуры шнуровой керамики
Погребения нижнемихайловской (1-3), постстоговской (4), животиловско-волчанской (5-6) групп
Хейд указывает, что в юго-восточной Польше, Люблинском и Жешувском регионах, в Малопольше и Силезии, а также в Моравии довольно мало ранних погребений КШК. По мнению Хейда это указывает на то , что вряд ли можно говорить о пересечении Карпат какими-либо ямными группами. Это также минимизирует влияние дунайской группы ямной культуры. Ранние погребения КШК локализованы в Великопольше. Также некоторые погребения и поселения КШК говорят о том, что восточно-балтийский регион находился на траектории проникновения КШК на запад, хотя тут может сказаться резервуарный эффект, удревненные датировки.
Другой крупный регион с древними памятниками КШК – долина Эльбы от Дании до Чехии. Здесь наблюдаются погребения либо с минимальным, либо вообще без инвентаря, принадлежащие так называемому Кальсбрит-горизонту (Kalbsrieth), очень ранних погребений, совершенных по шнуровому обряду, но из-за отсутствия инвентаря их нельзя надежно отнести к КШК. Тем не менее, это новшество. Таких погребений в непосредственно предыдущих КШК культурах практически не было. Вероятно, их можно считать авангардом проявления зарождающихся шнуровых традиций на западе.
Примеры погребений Кальсбрит-горизонта
Средние/поздние КШК в движении (2700/2600 гг. до н.э.)
С 2700/2600 гг. до н.э. культуры шнуровой керамики становятся доминирующими культурными образованиями от Рейна до Волги. При этом по словам Хейда происходит некоторая гомогенизация погребальных практик. Предшествующие культуры в это время либо сходят на нет, либо становятся гораздо меньше, подходя к своему финалу. Видимо, их население отчасти вливается в культуры шнуровой керамики, потому что вклад неолитических земледельцев у представителей КШК в это время растет. В это время мобильность внутри КШК довольно велика – присутствует много следов межрегиональных связей. Вместе с тем в это время на западе появляются некоторые представители КШК с высоким степным происхождением. Но в отличие от своих предшественников они представляют редкую ранее гаплогруппу R1b-M269. Опять же, не ямную.
Произошла ли в это время вторая крупная миграция, на сей раз внутри шнурового ареала? Пока нет полной картины, но некоторые исследователи, например, Петр Влодарчак, считают, что перемещение связано со среднеднепровской культурой, расположенной на территории севера Украины и в Белоруссии. Причиной могла быть экспансия людей степной катакомбной культуры. В это время становятся заметны изменения в погребальном инвентаре – возрастает роль оружия, появляются наборы стрел, а также погребения ремесленников. В Малопольше появляются катакомбы, а могилы становятся богаче.
Среди погребений ямной культуры могил ремесленников не так уж много, и ни одна из них не расположена к западу от Черного моря. Зато они довольно популярны в катакомбной культуре. С другой стороны, как пишет Хейд, очень редки они и в шнуровых культурах, но становятся заметными к 2500 году.
Примеры массовых погребений КШК
Примеры массовых погребений КШК
Вторая региональная передача. Рейнский фронтир (2600-2450 гг. до н.э.) и возникновение степного компонента культуры колоколовидных кубков.
Река Рейн во многом выступает как географическая, климатическая, ландшафтная граница между Западной и Центральной Европой. Но в начале третьего тысячелетия до нашей эры он был также и культурной границей. Именно Рейн служил границей распространения культуры шнуровой керамики. Как до этого он был границей распространения культуры шаровидных амфор. Но, похоже, что как и в случае с междуречьем Днестра/Прута и Днепра, пограничье разных культур может дать возможность синтеза разных элементов и рождения чего-то нового.
Такого, как культура колоколовидных кубков (ККК). Она представляет собой смесь восточных и западных элементов. Западные элементы во многом выражаются в формах так называемой приморской (maritime) керамики, а также в ранних датах ККК, происходящих с Иберийского полуострова. Восточные элементы – все те же индивидуальные погребения, гендерная дифференциация, а также полностью орнаментированные сосуды, зачастую отпечатками шнура. Как показали недавние исследования, дихотомия Восток-Запад отмечена и в древней ДНК. При такой двойственности неудивительно, что низовья Рейна считались возможной колыбелью ККК в так называемой голландской модели.
Однако такая гипотеза наталкивается на противоречия. В Голландии полностью орнаментированные сосуды предшествуют приморским формам, а те более древние, самые древние находки приморских сосудов родом из Португалии. Приморские «бикеры» - самые древние, они двигались из Иберии вдоль побережья пока не встретились в низовьях Рейна со шнуровиками, образовав ККК. Но в недавнее время появились ранние даты не только с нижнего Рейна, но и с его верховьев. Там найдены погребения, с приморской традицией. И более того, приморские сосуды на Верхнем Рейне самые древние в Центральной Европе. Хейд считает, что отсюда ККК восточной группы начали движение к Дунаю. Возможно, что и вниз по Рейну бикеры двинулись тоже отсюда. Тогда Средний Рейн отражает место встречи обеих традиций.
Хейд считает, что носители ККК-традиций из Иберии были немногочисленны и слабоуловимы в археологическом контексте. Этакие, как он их называет, миссионеры (missionaries), принесшие свои идеи в Центральную Европу, на Верхний Рейн, где они нашли признание. Что-то подобное могло произойти и на Нижнем Рейне, но вылилось в более синкретичную традицию полностью орнаментированных сосудов. В дальнейшем, около 2500 года носители ККК, богатые степной генетикой, начинают проникать далеко на запад – во Францию, Иберию, Британию и Ирландию.
Хейд считает, что носители ККК-традиций из Иберии были немногочисленны и слабоуловимы в археологическом контексте. Этакие, как он их называет, миссионеры (missionaries), принесшие свои идеи в Центральную Европу, на Верхний Рейн, где они нашли признание. Что-то подобное могло произойти и на Нижнем Рейне, но вылилось в более синкретичную традицию полностью орнаментированных сосудов. В дальнейшем, около 2500 года носители ККК, богатые степной генетикой, начинают проникать далеко на запад – во Францию, Иберию, Британию и Ирландию.
Таким образом, практически каждые 150 лет Европа того времени видела крупные миграции.
(2021) V. Heyd, Yamnaya, Corded Wares, and Bell Beakers on the Move
Мне статья показалась интересной. Но, конечно, не бесспорной.После обсуждения статьи возник ряд вопросов. Если очень кратко, то часть из них можно сформулировать так.
1. Хейд некритически относится в датировкам, среди которых могут быть некачественные и удревненные. А такие точно есть, об этом в свое время выходила статья Фюрхольта. Хейда почему-то удивляет датировка 2900 для шнуровых кубков у ямников, но при этом он сам и соглашается с тем, что в 2900 шнуровики уже были в Финляндии, Прибалтике, Богемии, Центральной Польше и т.д. Вообще, ситуация с датировками непростая. Есть случаи, когда одно и то же погребение датировано тремя разными датами.
2. Связь с Животиловкой не такая четкая, как это кажется Хейду. Например, гендерно-дифференцированные погребения лишь предполагаются. До внятного антропологического исследования, которое докажет, что погребенные на разных боках разделяются на мужчин и женщин, об этом нельзя говорить. В животиловских погребениях много охры - почти половина погребений. В КШК ее мало. По керамике тоже мало общего. В животиловских погребениях чаще всего либо трипольские, либо майкопские сосуды. Других различий тоже много - особенности погребальных конструкций, случаи нестандартных ритуалов в погребениях, некоторые виды инвентаря и т.д.
3. Непонятно зачем Хейд начинает говорить о шнуровых кубках у ямников, если сам потом отвергает этот путь. К тому же, с этими шнуровыми кубками есть нюанс. Например, Иванова считает их импортом из КШК, но Хейд пишет, что они ок. 2900 года. Само по себе это еще ни о чем не говорит. Но после чтения статьи, на которую ссылается Хейд, ясно, что это слишком поспешные выводы. Например, ранняя дата происходит из других комплексов, без шнуровых кубков, а погребения с ними как раз не датированы. Вся группа ямных погребений в статье, на которую ссылается Хейд, датируется довольно широко:
"Pottery is again rare; but when vessels are given they often represent cord-decorated beakers, resembling very much the typical Corded Ware beakers of Central and Northern Europe. Graves of this group have normally 14C dates after c. 3050/3000 cal BC with a tentative possibility to further divide them along with the flat and steep parts of the calibration curve, i.e. firstly from c. 3050/3000 to 2880 cal BC and then from c. 2880 to 2580 cal BC. This perhaps opens the possibility to eventually define an earlier and later ’Yamnaya’"
Т.е. твердых фактов о том, что эти кубки древние у нас нет. И самое главное - они там совершенно изолированны, без каких-либо прототипов. В то время, как в Центральной Европе как раз прототипы им есть.
Что понравилось.
1. Хейд пытается согласовать генетические и археологические данные. Пусть не всегда получается, но попытка - это уже зачет.
2. Интересно стремление очертить регион возможной трансмиссии. И тут я с ним согласен. Донором степной генетики вполне могли быть как раз группы лесостепи, а передатчиком - возвратные миграции КША. КШК складывается в Центральной Европе, там все прототипы и формы.
2 comments:
07 февраля 2022, 13:51
Глава СКР Бастрыкин доложил Путину о преступлениях мигрантов в России
Глава СКР Бастрыкин предложил ужесточить миграционное законодательство
Ксения Максимова
Прослушать новость
close
100%
Григорий Сысоев/РИА «Новости»
Председатель Следственного комитета России (СКР) Александр Бастрыкин обратился к президенту РФ Владимиру Путину с предложением ужесточить миграционное законодательство, сообщает Telegram-канал Baza.
Бастрыкин подчеркнул, что в России серьезно обеспокоены правонарушениями приезжих. По его данным, за 11 месяцев 2021 года иностранцы совершили 33,5 тыс. преступлений в РФ. Так, он упомянул инцидент, произошедший в декабре прошлого года, когда граждане Узбекистана в Выборге Ленинградской области избили двух майоров полиции.
Кроме того, отметил председатель СК, среди бизнесменов наблюдается заинтересованность в «фактически рабском» положении мигрантов. Он предложил обязать работодателей предоставлять приезжим жилье, оплачивать им транспорт, ввести геномную регистрацию мигрантов и принять меры по «сохранению этнокультурного баланса населения» в крупных городах, для снижения социальной напряженности заменять рабочих-гастарбайтеров на россиян.
По информации издания, в конце декабря Бастрыкин направил президенту письмо, в котором рассказал о преступлениях мигрантов, которые, по его мнению, накаляют ситуацию и приводят к формированию народных дружин. Как сообщали в МВД, число преступлений, совершенных в России в 2021 году приезжими, выросло по сравнению с 2020 годом на 6%.
https://www.gazeta.ru/social/news/2022/02/07/17252383.shtml
знает, чем припугнуть: "...и приводят к формированию народных дружин"
Post a Comment