Sunday, January 2, 2022

Do they do better in school?

Дети из гомосексуальных семей лучше успевают в школе?


Продолжаю тему двух предыдущих постов о влияния гомосексуальности родителей на их детей. Напомню, что результаты многочисленных исследований данного вопроса крайне противоречивы. Это во многом связано со сложностью формирования репрезентативной (то есть отобранной случайным образом) и достаточно большой выборки детей из гомосексуальных семей. Действительно, в большинстве исследований изучаемые выборки были небольших размеров и представляли собой “convenience sample”. А это означает, что отбор не был случайным, а из-за малочисленности выборки статистический анализ зачастую оказывался малоинформативным. Однако этих проблем нет в исследованиях, использующих данные всеобщей переписи населения или масштабных опросов, таких как American Community Survey (ACS). Однако здесь на первый план выходит другая проблема - правдивость ответов. Дело в том, что количество гомосексуальных семей в целом невелико и поэтому даже незначительное число «ложных» ответов может существенно исказить картину. К примеру, американское статистическое агентство было вынуждено дезавуировать свою оценку количества гомосексуальных семей, основанную на опросе ACS 2010 года, так как при верификации оказалось, что около половины семей, обозначивших себя гомосексуальными, в действительности таковыми не были. Но, даже оставляя в сторону вероятность ложных ответов, такие исследования имеют принципиальное ограничение – они фиксируют положение дел только на данный момент времени (поэтому их часто сравнивают с фотоснимком). Из-за этого невозможно проследить за изменениями структуры семей, определить, как долго ребёнок жил с данными родителями и были ли за это время в семье разводы, новые браки и другие события, способные повлиять на ребёнка.

Благодаря внедрению «цифровизации» у исследователей стали появляться возможности сопоставления и анализа различных документов, относящихся к конкретному человеку, (свидетельство о рождении/ браке/ разводе, налоговая декларация, результат ЕГЭ и др.). При этом анонимность сохраняется. Информация в документах, несомненно, более достоверна, чем получаемая при опросах. Исследование, о котором пойдёт речь в данном посте, интересно именно тем, что оно основано только на использовании документов. В нём сравнивалась школьная успеваемость детей из гомосексуальных и традиционных семей. Результаты представлены в статье “School Outcomes of Children Raised by Same-Sex Parents: Evidence from Administrate Panel Data”, которая была опубликована в 2020 году в журнале American Sociological Review. Статья доступна и содержит все «прелести», характерные для социологических работ (26 страниц плюс приложение). Но методически это исследование, на мой взгляд, значительно совершеннее, чем другие работы по этой теме. Так что стоит рассмотреть его результаты (несмотря на мою неприязнь к социологическим статьям).

Данное исследование стало возможным благодаря существованию в Голландии уникальной (так её характеризуют авторы) «административной панели» (базы данных), которая охватывает всё население страны. Авторы воспользовались данными, относящимися к периоду с 1995 по 2019 год. В Голландии гомосексуальное партнёрство регистрируется с 1998 года, а гомосексуальные браки с 2001 года. У каждого жителя страны есть свой идентификационный номер, ведётся регистрация места проживания (также имеющее численное обозначение) и его смены, то есть для каждого домохозяйства можно прояснить, какие номера и в какое время в нём проживали. Для каждого номера есть информация о поле, дате рождения, обучении, ежегодных доходах и др., с ним также связаны номера родителей, партнёров, детей (как собственных, так и приёмных). Анализируя этот огромный массив данных, авторы идентифицировали номера всех детей, рождённых в период с 1998 по 2007 год (ограничение 2007 годом связано с тем, что дети, рождённые позднее, на момент исследования ещё не закончили начального обучения). Из них были отобраны только дети, которые жили в семьях с двумя родителями. Общее число таких детей составило 1 204 692, из них 2971 жили в семьях с родителями одного пола (в большинстве случаев это были дети лесбиянок и только в 185 семьях оба родителя были геи). На основании данных о проживании были также выделены подгруппы детей, которые жили с родителями с самого рождения (среди гомосексуальных семей таких было 1300).

Коротко о данных, оценивающих учёбу. Начальное обучение в Голландии начинается с 5-летнего возраста и продолжается 7 лет. В последний год, то есть в 12-летнем возрасте, проводится тест, одинаковый для большинства школ (CITO-test), но с ним сопоставимы и иные проводимые тесты. На основании результатов теста принимается решение по какому из трёх возможных путей пойдёт дальнейшее (вторичное) образование - (пред)профессиональное, общее, или (пред)университетское. Завершившим вторичное обучение выдаётся диплом. В исследовании дети из традиционных и гомосексуальных семей сравнивались как по результатам теста начальной школы, так и по доле тех, кто смог завершить вторичное обучение и получить соответствующий диплом.

Начнём с результатов теста в конце начальной школы. Поскольку в разные годы сложность теста могла слегка отличаться, они были стандартизованы, благодаря чему результаты разных лет можно рассматривать совместно. Для каждой группы рассчитывалось среднее значение стандартизованных результатов теста. Сравнение проводилось по отношению к детям из традиционных семей, что определялось как разница в средних значениях теста. Однако величина этой разницы измерялась несколько необычно – в единицах стандартного отклонения. Для тех, кто далёк от статистики, поясню, что чем больше эта величина, тем значительнее различие; если она отрицательна, то успеваемость хуже чем в группе, с которой проводится сравнение, а если она положительна, то, соответственно, успеваемость лучше. Результаты этого сравнения приведены в таблице 1.

Табл.1 Сравнительные результаты теста в конце начального обучения

Напомню, что в таблице 1 приводятся отличия, выявляемые при сравнении с детьми из традиционных семей. В первой строке даны результаты, касающиеся всех детей из гомосексуальных семей, а во второй только тех из них, кто жил в семье с рождения. Первый столбец относится к детям из гомосексуальных семей, второй к детям из традиционных семей. В третьем столбце показаны результаты прямого сравнения, а в последнем столбце они даны после контроля по социоэкономическим параметрам, способным влиять на результат. Среди последних пол ребёнка, поскольку мальчики и девочки могут отличаться как по успеваемости, так и по их отношение к гомосексуальности родителей. Другие параметры касаются родителей - степень образованности, средний возраст, этническое происхождение, доход, состав и размер семьи. Контролирование этих параметров осуществлялось с помощью статистического метода, называемого линейной регрессией. Во всех четырёх сравнениях, приведённых в таблице 1, у детей их гомосексуальных семей результат теста в среднем был лучше, чем у их сверстников из традиционных семей. При этом статистическая значимость выявленных отличий намного превосходила традиционное значение приемлемого порога р ≤ 0.05. Лучший показатель (0.194) был у детей, живших с гомосексуальными родителями с рождения. Однако различие заметно уменьшалось после контроля по социоэкономическим факторам – почти двукратно для группы «Все» (0.106 против 0.054) и чуть меньше для группы «В семье с рождения» (0.194 против 0.139). Заканчивая с начальным обучением, отмечу, что для меня различия, выраженные в единицах стандартного отклонения, слишком абстракты и не позволяют судить о том, насколько они существенны. Возможно для таких как я, авторы и привели в своей статье имеющиеся в научной литературе данные, согласно которым обучение у хорошего педагога улучшает результаты тестов на 0.32 стандартных отклонений. То есть приведённые в таблице 1 отличия (включая максимальное 0.194) меньше тех, что связаны с уровнем преподавания.

Теперь рассмотрим результаты, касающиеся вторичного обучения. В этом случае сравнивались доли тех, кто смог его завершить (получил диплом). Сравнение опять-таки шло с детьми из традиционных семей. Его результаты показаны в таблице 2 (различия оценены в процентах).

Табл.2 Сравнительные результаты теста по окончанию вторичного обучения

На первый взгляд, результаты сравнения неоднозначны. Так при прямом сравнении у детей из гомосексуальных семей (группа «Все») результат на 7% хуже, чем у их сверстников из традиционных семей, а в группе «В семье с рождения» результат обратный – на 1% лучше. Однако оба эти отличия оказались статистически незначимы (поэтому значение р для них в таблице отсутствует). Это означает, что достоверной разницы при прямом сравнении не выявлено. А вот после контролирования по социоэкономическим факторам результат оказался лучшим у детей из гомосексуальных семей, причём с высокой статистической значимостью (p<0.001). В сравнении с детьми из традиционных семей результат был лучше на 4% в группе «Все» и на 4.8% в группе «В семье с рождения».

Таким образом, данное исследование показывает, что успеваемость детей из гомосексуальных семей не только не хуже, но возможно даже лучше, чем у их сверстников из традиционных семей. Предвижу возмущённые комментарии, но предлагаю не торопиться. Авторы исследования, хотя и, несомненно, предвзяты, тем не менее, интерпретируют полученные результаты достаточно объективно. Они обращают внимание на то, что оценки заметно меняются при контроле социоэкономических параметров. Это означает, что по этим параметрам гомосексуальные родители в среднем отличаются от традиционных. И действительно в данном исследовании гомосексуальные родители в среднем были более образованными и материально обеспеченными. Это вполне объяснимо, так как гомосексуальные пары должны иметь достаточно средств, требуемых для оплаты искусственного оплодотворения у лесбиянок или суррогатного материнства геев. Финансовый вопрос важен и в случае приёмных детей, так как при принятии решения органами опеки семейный доход является одним из важнейших факторов. Ну а финансовое благополучие коррелирует с уровнем образования. Ещё один фактор, на который указывают авторы, это более высокая мотивация иметь ребёнка. В отличие от детей, родившихся потому что «залетела», у гомосексуальных пар всё тщательно взвешено и спланировано (поэтому их средний возраст в исследовании несколько выше, чем в традиционных семьях). Чтобы стать родителями гомосексуальные пары должны преодолеть довольно много сложностей (бюрократических, медицинских, финансовых и иных), к тому же в обществе они нередко встречаются с довольно неприязненным отношением к себе. Поэтому далеко не все гомосексуальные пары решаются завести ребёнка. Те же, кто осуществил своё желание стать родителями, должны были быть сильно на это мотивированны. Говоря о школе, невозможно не отметить, что дети гомосексуальных родителей там часто подвергаются буллингу (об этом говорят исследования, проводимые в разных странах, в том числе и в «продвинутых» в отношении толерантности США и Австралии). С данной проблемой не так-то просто справится и, планируя ребёнка, гомосексуальная пара должна это тоже учитывать.

No comments: