Руки прочь от «красных зон» или медицинские дела – не дело пациентов
Веками врачебное сообщество дистанцировалось от пациентов, создавая вокруг медицинской деятельности флёр загадочной непостижимости, не подлежащей обсуждению и осуждению. Провозгласившая пациентоориентированность чиновница, подтолкнула массовое уголовное преследование за профессиональную деятельность, что пытаются остановить Нацмедпалата и Российское общество хирургов (РОХ), выступившие с очередными заявлениями.
Выступления врачебных ассоциаций в защиту обвиняемых по уголовным статьям врачей не слышит ни власть, ни законодатели, ни следственные органы. Попытки профессиональных организаций остановить «волну» неправедных и часто абсурдных «врачебных» дел только усилили позицию следственных органов, наделив правом «внутренней», а по факту пристрастной, экспертизы. Объединению пациентов вокруг следственных органов способствовала замешанная на страхе обида и медицинская безграмотность.
Избранный врачебными сообществами путь нельзя считать перспективным, но движение идёт строго в рамках правового сценария. Два крупнейших профессиональных НКО продолжают взывать к тому, что осталось от разумного и вечного человеческого: Нацмедпалата предлагает объявить мораторий на судебное преследование работающих с коронавирусными больными, а РОХ – не использовать при разборе медицинских случаев статью 238 УК РФ «оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности».
В заявлении Нацмедпалаты сказано: «Нельзя зарабатывать на недостатках организации работы врачей. Лечение ковидных больных – это военная ситуация». Пациентам предлагается отказаться от услуг медицинских адвокатов и международных правозащитных организаций, плодящих «потребительский экстремизм», потому что «сами призывы к пациентам обращаться в суд – это преступление против общества и врачей». Палата рекомендует обращать в ФОМС для досудебного урегулирования претензии.
РОХ пошёл дальше, и в Резолюцию XIII съезда хирургов России внёс пункты по «декриминализации врачебной деятельности». Во-первых, «для повышения качества экспертизы рассматриваемых дел» создать при Следственном комитете экспертно-координационный совет; во-вторых, обратиться в Конституционный Суд и Госдуму с предложением прекратить применение «статьи 238 УК РФ в отношении медработников и организаторов здравоохранения».
Это далеко не первая попытка подвести законодателей к отказу от статей, «подразумевающих умысел, при расследовании “медицинских” дел». Три года назад Нацмедпалата просила СК ограничиться использованием статьи 124.1 УК «неоказание помощи», полностью исключив не медицинские по своей сути статьи 109 «причинение смерти по неосторожности», 118 «причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности» и 238.
Что из этих просьб вышло, демонстрирует дело Сушкевич и Белой, но молчание равноценно преступлению.
No comments:
Post a Comment