Monday, July 19, 2021

anti a campaign

Антиалкогольные кампании: почему в СССР так и не смогли победить пьянство?


В России с пьянством худо-бедно боролись уже с конца 19 века. По крайней мере признавали вред от него и понимали, «нужно что-то делать». Просто, не всегда знали что. С приходом к власти большевиков в 1917 году начался новый виток войны за трезвость. Выражаясь современным языком, на общефедеральном уровне. Но, увы, даже коммунистическая партия со всеми ее строгими законами и карательными органами не смогла победить тягу россиян к выпивке.
Социальная реклама «Девушка, не дружи с пьющим!» в Москве на Волхонке. Фото: 1920-е гг.

В декабре 1919 года Ленин подписал закон (или как тогда называли — декрет) «О воспрещении на территории РСФСР изготовления и продажи спирта, крепких напитков и не относящихся к напиткам спиртосодержащих веществ». Декрет в целом повторял положения антиалкогольного закона 1914 года, принятого еще при царе, и не давшего, как потом выяснилось, никаких результатов.

При старой власти после введения запрета на выпивку народ погромил винные и пивные склады, а потом приноровился к суррогатам. В результате алкоголики, умиравшие раньше от белой горячки, теперь гибли от отравления и ожогов гортани. Пили «ханжу» (разбавленный денатурированный спирт), политуру (20% спиртовой раствор природной смолы, использовавшейся для полирования дерева), разбавленный метанол (древесный спирт), одеколон, аптечные капли.
Склад Жигулевского пивзавода. Пенза. Фото: начало ХХ в.

Большевики, как и прежняя власть, почему-то решили в 1919 году, что если запретить продажу спиртного, все русские мужики и бабы вдруг в одночасье сделаются убежденными трезвенниками. Однако, население было не согласно с такими санкциями и в очередной раз нашло выход из сложного положения. Стали гнать сами.

Запрет на продажу алкоголя пришлось снять.


Размах самогоноварения в Гражданскую войну достиг небывалого масштаба. В 1922 году, по данным милиции РСФСР, завели более 500 тысяч дел о самогоноварении. А сколько было тех, кого не поймали?
Самогонный аппарат. Фото: 1920-е гг. (?)

Правительство сражалось с самогонщиками как могло, но силы были неравными. В 1921 году оно даже установило монополию на производство, продажу, перевозку и хранение алкоголя. Итог закономерный — погромы винно-водочных складов, развитие кустарных производств.

С 1926 года государство разрешило (обязало?) лечить алкоголиков принудительно. В школах появились обязательные уроки, на которых детям объясняли вред от выпивки.
Антиалкогольный плакат для детей, выпущенный в 1929 г. Госмедиздатом

С 1927 года в стране вводились серьезные ограничения на продажу спиртного. Его нельзя было продавать:
  • малолетним (батя за пивом послал — больше не работало);
  • тем, кто уже находился в нетрезвом состоянии (за второй теперь не сбегаешь);
  • в выходные и праздничные дни (на первомай за «солидарность с революционной борьбой трудящихся капиталистических стран» уже не выпьешь);
  • в буфетах театра и кино (берите минеральную воду).
Собственно о государственной антиалкогольной кампании в СССР можно говорить в связи с обнародованием в 1926 году тезисов ЦК ВКП(б) «О борьбе с пьянством», где были закреплены основные правила и методы, которыми партия на местах должна была вести войну с алкоголизмом.
После снятия запрета на продажу алкоголя. Фото: 1920-е гг. Источник: архив С. Бурасовского/ russiainphoto.ru

Постановление СНК РСФСР «О мерах ограничения торговли спиртными напитками» от 29 января 1929 года закрепило расширенный список мер по борьбе с пьянством, куда вошло:
  • новые точки по продаже спиртных напитков не открывать, а расположенные вблизи казарм и бирж труда немедленно ликвидировать;
  • местная администрация по запросу или самостоятельно может закрывать любые винно-водочные лавки и магазины;
  • нельзя продавать алкоголь в дни выдачи зарплаты, в праздники, в выходные и накануне выходных, во время очередных призывов в армию;
  • спиртные напитки запрещены к продаже в «рабочих клубах, в буфетах общественных учреждений, в театрах, кино, общежитиях, банях, общественных садах, парках и местах народного гуляния»;
  • запрет на любую рекламу алкоголя.
В 1930-е годы в антиалкогольной политике СССР изменений не произошло. Зато они произошли в социально-экономической жизни страны.
Антиалкогольный плакат 1929 г. [Демьян Бедный]

Как мы помним, именно в этот период культ личности Сталина достиг апогея, усилились репрессии, а большая часть советских граждан оказалась за чертой бедности.

В сталинское десятилетие наблюдалось существенное, можно сказать радикальное снижение уровня пьянства.
Самогонщики. Фото: 1950-е гг. Источник: из архива Ольги Павловны Карелиной/ russiainphoto.ru

Люди были запуганы происходящим в стране. За появление в общественных местах в пьяном виде грозила суровая кара. А уж если застанут нетрезвым на рабочем месте, легко могли впаять расстрельную статью о вредительстве. Форсированная коллективизация привела к упадку сельского хозяйства, что вызвало дефицит базовых продуктов питания. В общем, есть было нечего, куда уж тут еще и самогон варить.

В 1958 году крепкое спиртное запретили продавать в местах массового скопления: аэропортах, морских и речных пристанях, общепитовских точках (кроме ресторанов, там можно) и рынках.
Антиалкогольный плакат. 1950-е гг. (?)

В 1961 году был принят новый указ, в котором за самогоноварение и изготовление других спиртных напитков домашней выработки (наливки или вина, например) полагалась уголовная ответственность. Срок можно было получить и за хранение самогона и самогонных аппаратов.

Постановление ЦК КПСС «О мерах по усилению борьбы с пьянством», принятое в 1972 году, содержало не только запретительные положения, но и регламентировало борьбу с пьянством на уровне культурно-воспитательных мероприятий. Именно с этого момента стала возможна человеческая реабилитация бывших алкоголиков, которых, как известно, не бывает.

Запойных пьяниц принудительно лечили и перевоспитывали методами трудотерапии с 1974 года. Как реализовывалась эта политика можно наблюдать, например, в фильме «Афоня», вышедшем в 1975 году. Прямо скажем, реализовывалась она из рук вон плохо.

Принятые меры ни к чему не привели. Законы были, но выполнение их не контролировалось. Поэтому пьянство и уровень самогоноварения увеличивались в геометрической прогрессии. Например, в 1983 году производство водочных суррогатов составляло 50-70% от государственной продажи алкоголя.

В 1985 году в СССР произошла так называемая алкогольная реформа — беспрецедентная в истории нашей страны законодательная кампания по борьбе с пьянством и алкоголизмом.
Перестроечные антиалкогольные демонстрации. Фото: 1980-е гг. Источник: https://russian7.ru/

Для ее реализации были приняты два драконовских по своей сути закона: Постановление ЦК КПСС и Советского правительства «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» и Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством».

Целью подобного законотворчества ставилось полное искоренение пьянства и алкоголизма, причем делать это собирались на государственном уровне. С 1986 года предполагалось планомерно сокращать выпуск водки и ликеро-водочных изделий, а к 1988 году вообще прекратить производство плодово-ягодных вин.
Очередь за водкой. Фото: 1980-е гг.

Хотели, видимо, поступить как с курением в Бутане — можно употреблять только по чеку, что продукт куплен в другой стране. Вполне закономерно, что такие крутые меры в уже цивилизованные 1980-е годы не могли устроить общество, пусть и советское, привыкшее, что его воспитывают кнутом без пряников.

Поэтому и в 1980-е, и в 1990-е годы, уже после развала СССР пьянство у нас как было, так и осталось. [высказано распространённое, но ошибочное мнение]
Очередь в вино-водочный. Фото: 1990е гг. (?)

А некоторые историки уверены, что все эти антиалкогольные кампании принесли больше вреда, чем пользы.

А вы как считаете? Что нужно для эффективной борьбы с пьянством?

2 comments:

barysdzenisaw said...

25 июля.
День российской пьяной статистики.
В этот день в 1906 году в газете «Астраханский листок» были опубликованы сведения об употреблении алкоголя в Российской империи
«Из отчета Главного управления неокладных сборов, ведающего, между прочим, и продажей «казенки», следующие цифры о пьянстве в Российской империи. Больше всего в России пьют в Черноморской области, где выпивается в среднем по 1 ведру 11 бутылок и 2 сотки на душу; затем следуют губернии: Петербургская – по 1 ведру 11 бутылок, Московская – по 1 ведру 9 бутылок и 3 сотки, Екатеринославская – по 15 бутылок и 4 сотки, Тульская – по 15 бутылок и 3 сотки; меньше всего пьют в губерниях Привислинских: Плоцкой – по 4 бутылки на душу, Ломжинской – по 4 бутылки и 3 сотки и Келецкой – по 4 бутылки и 4 сотки. Больше всего Россия пьет в октябре, а также в декабре, апреле и мае, меньше всего – во время великого поста – в марте и в июне и в июле – во время полевых работ».
Русский врач. 1906. № 33.
1 ведро – 12,29941 л
1 бутылка – 0,60 л
1 сотка – 123 мл
"Хроники. Истории про врачей, пациентов, фармацию и медицинскую науку".
Клуб любителей истории медицины.
http://hroniki.org

barysdzenisaw said...

https://www.facebook.com/groups/341378772552835/posts/4468618946495443/?__cft__[0]=AZUK9N0GTYMh3d4EnvK-uYKf98FLVNOMDBHiqd_Wd3t_S3aEr8k4z628GPT2o4rvQa-sMDG3N67ez3Ed6xhL63RctQVkiu5HyZthWZ91abnJVLfIi2hk7JXc8WMQBUYvo9rBb3xK7Qul4ZIdQMCSOkuxhqLVGfku5YpR4Nw8j9ChpMxJAZAmOi3Z7jG35WE0q0Y&__tn__=%2CO%2CP-R