У истории под юбкой: почему происходят сексуальные революции
автор = Ольга ИвановаКонец XIX – начало XX века стали эрой не только промышленной, но и частично вытекающей из нее сексуальной революции. Набирало обороты движение суфражисток: женщину, наконец, объявляют «человеком» [таки: другом человека] и предоставляют ей права. Вместе с правами на свободу слова она получает право на свободу проявления своей сексуальности. Особенно ярко это проявляется в революционной России.
Идеолог сексуальной свободы Александра Коллонтай считает, что сексуальные потребности отныне должны удовлетворяться подобно жажде – не стоит делать из них «священную корову». На основе этой идеологии сразу после государственного переворота в России появляется общество «Долой стыд» и знаменитая теория стакана воды. Большевики объявляют любовь условностью, а брак и флирт – пережитками буржуазной эпохи. Гомосексуалы и лесбиянки более не считаются изгоями.Выступление общества «Долой стыд» / ©ex-press.by
Но очень скоро, особенно с приходом к власти Сталина, нравы ужесточаются. До крайностей не доходит: женщина все же «остается» человеком (по крайней мере, на уровне деклараций), но сексуальная распущенность пресекается. После смерти вождя народов ситуация немного смягчается, но не сильно – нетрадиционный секс вроде орального и гомосексуального порицаются, как и соитие до брака. В конце 1980-х в обиход даже входит фраза (искаженная от первоначальной) из советско-американского телемоста Владимира Познера и Фила Донахью – «в СССР секса нет», – которая будто бы характеризует ту эпоху.
Cоветско-американский телемост Владимира Познера и Фила Донахью / ©pozneronline.ru
Развал Страны Советов сорвал последнюю крышку с бурлящего котла освобожденных нравов советских людей. Сексуальность отныне льется отовсюду – прежде всего с экранов телевизоров. Взоры обращаются на «вольный духом» Запад (где в 1970-х сексуальность одержала сокрушительную победу над строгой моралью), и в 1990-х в России проходит волна тотальной сексуальной революции, частично продолжающаяся поныне. Правда, до конца она в нашей стране и государствах бывшего СССР все же не победила: это выражается в общественном порицании гомосексуальности и периодических возгласах о запрете абортов и «моральной распущенности».
XXI век: назад в будущее
Движение маятника закономерно – история циклична, в том числе, как видим, история сексуальных революций. Если в 1990-х был взрыв – по логике должно наступить постепенное снижение интереса к сексу в обществе. И отчасти мы уже наблюдаем такую тенденцию, в том числе в женской моде, которую, как известно, диктует Европа. Моду, кстати, нельзя недооценивать: она служит выражением настроений в обществе, а также свободы или, наоборот, закрепощенности нравов. Так, уже несколько лет «в тренде» не короткие и яркие наряды «в облипку», столь популярные в 1990-е, а женская одежда свободного и широкого кроя сдержанных цветов. Историки моды даже ассоциируют ее с восточным колоритом, подразумевая под этим и пуританские нравы Востока [новая городская легенда?].
Сексуальная контрреволюция, как ни странно, выражается и в настроениях феминисток (не говоря уже об ультраправых движениях). Последние призывают к запрету проституции, а с ней и к тому, чтобы перестать видеть в женщине объект (секс-машину или кухарку), а не субъект (человека, личность). Такие тенденции уже добрались до России и становятся весьма популярными среди молодежи, а также более взрослого поколения.
No comments:
Post a Comment