Thursday, August 27, 2020

Hermann Hubert Knaus

Демоскоп опубликовал

50 лет со дня смерти Германа Кнауса, автора естественного метода планирования семьи

Герман Кнаус
Г. Кнаус

50 лет назад, 22 августа 1970 года в австрийском Граце (по-словенски Gradec — Градец, название города славянского происхождения), в австрийском регионе Штирия умер Герман Кнаус (19 октября 1892—22 августа 1970). Около 100 лет назад, он изобрёл метод естественного контроля рождаемости, единственный, признаваемый Ватиканом метод планирования семьи.


Краткая биография


Герман Кнаус (Hermann Hubert Knaus) родился в Каринтии, Австрия в городе Санкт-Файт-ан-дер-Глан (по-словенски Šentvid ob Glini), до 1518 года город был столицей Каринтии. Каринтия, как и Штирия — австрийские провинции со значительной долей славянского населения, что было естественно для Австро-Венгрии (в 1892 году она ещё вполне процветала). Девичья фамилия супруги действующего президента США Мелани Трамп (уроженки Словении, бывшей СФРЮ) — Кнавс, возможно, у них есть общий предок. Каринтийский диалект словенского языка распространён в Словении (включает словенский регион Каринтия/Корошка), Италии и Австрии, включая Штирию. Топоним (Каринтия), возможно, дославянского происхождения.

Родился Кнаус в семье богатого торговца, семья принадлежала к, так называемому, среднему классу. В 18 лет, в 1911 году он окончил среднюю школу в Книттельфельде в Штирии и начал изучать медицину в Граце. В юности и потом всю жизнь Кнаус был спортсменом, главным образом, альпинистом и лыжником, увлекался верховой ездой. В статьях Википедии есть раздел знаменитости, родившиеся, проживавшие, или каким-то иным образом связанные с населённым пунктом. Ни в одной из них не упомянут Кнаус.

Во время Первой мировой войны он был призван солдатом в австро-венгерскую армию, сражался с войсками Российской империи в Галиции и Италии в Южном Тироле. Ему удалось дослужиться до звание обер-лейтенанта (что в России приблизительно соответствовало званию поручика — 10-й ранг табели о рангах или коллежский секретарь, для достижения которого надо было прослужить около 10 лет) и получить несколько наград за храбрость.

С войны, в результате которой империя Габсбургов прекратила своё существование, а на её месте возникло несколько других государств, Кнаус вернулся живым, в 1920 году закончил свое медицинское образование в Граце, получив докторскую степень, и начал клиническую работу в женской клинике Граца в качестве ассистента доктора Эмиля Кнауэра (1867-1936). Эмиль Кнауэр — один из основателей гинекологической эндокринологии. Он был отцом 8 детей.

С октября 1924 года Кнаус получил рокфеллеровскую стипендию для работы в Фармакологическом институте Лондонского университета и в Кембриджском университете у Фрэнсиса Хью Адама Маршалла (специалиста в области физиологии, эндокринологии, и биологии воспроизводства). С 1926 года он снова работал в Университете Граца, где под руководством Эмиля Кнауэра осваивал гинекологию и акушерское дело.

Вернувшись в университетскую женскую клинику Граца, 31 января 1927 года Кнаус сделал важное открытие: «В этот день я впервые увидел неизвестную функцию жёлтого тела в матке беременной крольчихи: исчезновение чувствительности мышц к питуитрину для того, чтобы обездвижить мышцу и обеспечить беспрепятственное развитие яйца ... » Эту реакцию можно наблюдать у крольчихи ровно через 22 часа после овуляции.

В 1930 году он стажировался в Берлине и Париже, в результате чего был назначен доцентом в Университетской клинике Граца, а в 1931 году - полным ассистентом в женской клинике. Таким образом, провинциальный европейский доктор был подготовлен к началу самостоятельной работы.

В октябре 1932 года он женился на Ружице Станкович (1909—1951). В январе 1934 года родилась их единственная дочь Ингеборга.

В 1934 году Кнаус был назначен ординарным профессором и директором гинекологической акушерской клиники немецкого университета в Праге. Начало 30-х было временем расцвета этого университета, где в это время работали Э. Мах, А. Эйнштейн, в начале века в нём учился Ф. Кафка. Университет был организован в результате революционных событий 1848 года в Австро-Венгерской империи делением университета Карла-Фердинанда на чешскую и немецкую части (санкция императора Франца-Иосифа 1882 года). Исторически университет возник как Карлов, но с началом тридцатилетней войны протестантов-чехов против католиков Габсбургов стал немецким. В 30-е годы провинциальные немецкоговорящие студенты университета очень сильно способствовали его нацификации, несмотря на традиционную чешскую толерантность. После мюнхенского соглашения (1938) евреям было запрещено занимать государственные посты, соответствующее решение было принято и немецким университетом Праги. С 1 сентября 1939 года немецкий университет стал Reichsuniversität, был подчинён рейхминистерству образования в Берлине. Чешская часть университета была закрыта 17 ноября 1939 года.

Политическим рейтингом преподавателей в университетах немецкий Чехии, составленный после Мюнхенского соглашения и действовавший в протекторате Богемия и Моравия, Кнаус был поставлен на уровень 3, охарактеризован как “погруженный в работу, нерешительный, без серьезных политических проступков и, следовательно, допущенный к исполнению должности». Кнаус вступил в Судетскую немецкую партию (1938), а затем и в Национал-социалистическую рабочую партию Германии (1939). С 1939 по 1941 он был деканом медицинского факультета университета Праги.

Однако отношения Кнауса с партийным руководством не были безоблачными. В 1940 году он подписал негативное экспертное заключение о результатах операций берлинского хирурга Курта Штрауса (руководителя национал-социалистических ассистентов врачей, штурмбанфюрера СС с 1934 года), которое факультет обязали написать. Хотя он и выполнил поручение начальства, на факт повышенной смертности после операций, проводимых Штраусом пришлось указать. В партийный суд на него подали Роберт Лей (обергруппенфюрер СА, руководитель Германского трудового фронта, нацистский профсоюз работников и работодателей) Леонардо Конти (статс-секретарь Имперского министерства внутренних дел по санитарной службе и народному здравию, имперский руководитель здравоохранения, начальник главного управления народного здравия НСДАП, руководитель Национал-социалистического союза врачей, обергруппенфюрер СС). Несмотря на поддержку Рейнхарда Гейдриха (начальника главного управления имперской безопасности (1939-1942), заместителя (исполняющего обязанности) имперского протектора Богемии и Моравии (1941-1942), обергруппенфюрера СС и генерала полиции с 1941), Макса де Криниса (профессора и директора неврологической клиники Кельнского университета и психиатрической и нервной клиники Шарите в Берлине, штандартенфюрера СС и советника по медицинским вопросам в Управлении науки министерства науки, образования и народного образования), Бернхарда Руста (министра науки, воспитания и образования Пруссии, рейхсминистр Имперского министерства науки, воспитания и народного образования, руководителя «Национал-социалистических учебных институтов», гауляйтера Южного Ганновера—Брауншвейга, обергруппенфюрер СА) и других высокопоставленных нацистских чиновников, суд принял решение в пользу Штрауса, и в декабре 1942 года Кнаус получил предупреждение.

В 1943 году, по инициативе Леонардо Конти, был возбужден еще один процесс в партийном суде НСДАП против Кнауса. Речь шла об оцененном как антигерманское предисловии Фрэнсиса Хью Адама Маршалла к работе Кнауса «Периодическая плодовитость и бесплодие женщин». Когда министерство пропаганды изучило и перевыпустило книгу, разбирательство было прекращено. В этой работе, впервые вышедшей в 1934 году, Кнаус разработал календарный метод контроля рождаемости, указав опасные и безопасные дни менструального цикла.

Коллега Кнауса из Берлина Георг Август Вагнер писал в 1943 году: «Он великолепен, об этом свидетельствуют его научные результаты и хирургическое мастерство, которых не смог добиться ни один другой гинеколог ... Он пользуется международным авторитетом. Но в одном вопросе, а именно в возможном времени для зачатия, он упрям и противостоит большому количеству людей своим грубым неприятием любого другого мнения».

В Праге Кнаус экспериментировал с кроликами, пытаясь вызвать или прерывать беременность, а также пытался вызвать рак половых органов у морских свинок. После окончания Второй мировой войны он вернулся к работе гинеколога в Граце. С октября 1948 года по март 1949 года был приглашенным профессором в Hammersmith Hospital в Лондоне. С 1950 по 1960 год возглавлял гинекологическое отделение больницы Лайнцера в Вене.

Естественный метод планирования семьи


Метод был представлен автором на 21-м заседании Немецкого общества акушеров 23 мая 1929 в Лейпциге. Приведенные им данные свидетельствовали о том, что яйцеклетки можно оплодотворить в течение всего нескольких часов после овуляции. Кроме того, сперматозоиды «должны достигнуть яйцеклетки не позднее, чем на второй день после поступления в репродуктивную систему женщины (...), чтобы иметь возможность ее оплодотворить». В-третьих, оплодотворение может происходить только в узком временном интервале. В определении этого интервала и состоял метод.

Ещё в 1923 году японский гинеколог профессор Кюсаку Огино (1882-1975) опубликовал свой метод расчета опасных дней в «Медицинском журнале Хокуэцу» (Hokuetsu Medical Journal). Однако в то время японские публикации не были известны в английском или немецкоязычном научном сообществе. Поскольку методы Огино и Кнауса были очень похожи и были опубликованы почти одновременно, они стали известны как их совместное открытие. Метод естественной контрацепции или желаемых родов был назван в честь обоих методом Кнауса-Огино. Метод очень ненадёжен, индекс Пирла, по разным данным, от 9 до 40 (беременностей на 100 случаев применения метода).

В 1930 году католический врач из Нидерландов Джон Смолдерс использовал это открытие для создания метода предотвращения беременности. Смолдерс опубликовал свою работу через Голландскую католическую медицинскую ассоциацию, это был метод ритма, который официально продвигался в течение следующих нескольких десятилетий.

Огино выступал против использования его метода в качестве метода предупреждения беременности. Он утверждал, что частота его неудач слишком высока: его продвижение, при наличии других эффективных методов контрацепции, приведет ко многим абортам из-за нежелательной беременности. Несмотря на это, календарный метод контрацепции называют в Японии методом Огино. Младенцев, рожденных вопреки намерениям родителей, понадеявшихся на этот метод, во Франции иронически называют детьми Огино - «bébés Ogino».

В конце 1920-х австрийский гинеколог Герман Кнаус понял различие между опасными и безопасными днями женского цикла, это понимание стало революцией в планировании семьи и помогло женщинам, парам и врачам всего мира в планировании желанной беременности.

Герман Кнаус открыл, что яйцеклетка способна быть оплодотворённой в течение определенного времени после овуляции, и определил нормальное время между овуляцией (выходом яйцеклетки из яичника в маточную трубу в результате разрыва зрелого фолликула) и последующей менструацией

Наблюдение Кнауса, что яйцеклетка способна к оплодотворению в течение всего-навсего нескольких часов было немедленно принято научной медицинской общественностью, которая даже не потребовала никаких доказательств, дополнительных описаний и наблюдений этого факта.

Его наблюдение, что сперматозоид способен к оплодотворению в течение только пяти дней было отвергнуто той же самой общественностью. Признание этого факта потребовало ещё десятка лет дальнейших дискуссий и разбора доказательств. Мы можем только догадываться о причинах такой реакции, почему это свойство сперматозоида было расценено как слабость. Возможно, научная и медицинская общественность, главным образом, в то время мужская была эмоционально задета.

Третье открытие Кнауса, нормальное время между овуляцией (выходом яйцеклетки из яичника в маточную трубу в результате разрыва зрелого фолликула) и последующей менструацией, впервые позволило более или менее аккуратно рассчитывать дни цикла, в которые зачатие возможно, или невозможно. Некоторые учёные предполагали, что женщина всегда, каждый день способна к зачатию. Поскольку наблюдения Кнауса меняли этические и идеологические принципы, им потребовались десятилетия для общего признания.

Чтобы определить точное время овуляции, Кнаус попросил своих пациенток описать их менструацию. Он выяснил, что между началом активности жёлтого тела и овуляцией проходит ровно 48 часов. Отсюда он мог отсчитать 14 дней между овуляцией и следующей менструацией по причине регулярности цикла роста жёлтого тела и его последующего уменьшения после того, как яйцеклетка лопается.

В 1934 году Кнаус опубликовал свой анализ наблюдений над дневниками менструации и рекомендовал ведение такого дневника каждой женщине, чтобы помочь понять свой собственный цикл.

Открытие женских дней для зачатия (опасных)


Примечание: В таблице каждой гипотезе отведено 2 строки, верхняя показывает ряд наблюдений авторов и состоит из клеток трёх цветов: менструации (красный), овуляции (зелёный) и дней, считающихся безопасными (синий); нижняя строка представляет собой вывод: опасные (зелёный) и безопасные (синий) дни.

Календарный метод принято считать одним из традиционных методов предохранения от зачатия. С древнейших времен люди предполагали, что можно каким-то образом отличать дни женского цикла, когда зачатие возможно и когда — нет. Существовали различные распространенные теории, но для точной схемы потребовались научные наблюдения Кнауса и Огино. В таблице, на наш взгляд, самая интересная строка принадлежит Мэри Стоупс.

Схема Кнауса и Огино не была принята современным ей обществом не только из-за сомнений в ее научности. С появлением и распространением национал-социализма, в частности, в Австрии, контрацепция быстро стала непопулярной, а позднее даже запретной темой. Потребовалось некоторое время, чтобы осознать, что теория Кнауса помогала не только определить свои безопасные дни, но также и дни возможного зачатия. Следующая цитата датируется 1942-м годом: «Только сейчас мы начали использовать теорию опасных, относительно бесплодных дней Кнауса, поскольку увидели, что она также помогает нам рассчитывать периоды наиболее вероятного зачатия, или плодовитости. Сегодня представляется целесообразным широко распространить эту теорию, поскольку многие пары благодарят автора за своих детей».

Герман Кнаус не был столь почитаем в Австрии, как он того заслуживал, но он пользовался международной репутацией. Его часто приглашали на лекции и благодарили в случае принятия приглашения. Как для благочестивого католика, для него самой драгоценной честью было одобрение его метода Папой Пием XII, как единственного метода контрацепции, терпимого церковью. Это произошло в 1951 году во время лекции в Ассоциации католических итальянских акушерок.

Подсчёт плодовитых и бесплодных дней («календарный метод») быстро стал популярным, хотя с появлением таблеток и других безопасных методов контрацепции его популярность резко упала. Однако даже сегодня он используется парами как для того, чтобы предотвратить беременность, так и для зачатия желанного ребенка («Babycomputer» и «Ladycomputer»).

После одобрения Ватиканом метод Кнауса-Огино стал широко известен как «католическая рулетка» или «Ватиканская рулетка», поскольку его успешное использование зависит от двух трудных условий. Во-первых, цикл женщины должен быть очень регулярным, без сдвигов из-за стресса, путешествий и других влияний. Во-вторых, сексуальные потребности человека должны совершенным образом контролироваться, чтобы ограничить незащищённые половые акты относительно немногочисленными «безопасными» днями.

Неприсуждение нобелевской премии


В 1936 году специалист по почкам Вильгельм Нонненбрух предложил присудить Кнаусу Нобелевскую премию по физиологии и медицине. Два шведских рецензента, гинеколог Эрик Альстрём и фармаколог Йоран Лильестранд, не поддержали эту кандидатуру, поскольку результаты исследований были все еще слишком новы и недостаточно подтверждены другими учеными. он мог быть снова предложен через несколько лет.

Рекомендуемое время ожидания фактически противоречило воле учредителя: приз должен быть вручен человеку, который своим открытием принес наибольшую пользу человечеству за последний год. Как бы то ни было, с момента первого выступления Кнауса прошло семь лет.

The Pill in Time

Альтернативное объяснение отказа можно найти в области женской дискриминации и стигматизации секса: за 35 лет, прошедших с момента первого присуждения Нобелевской премии в 1901 году, ни один ученый не был удостоен награды за исследования, специально предназначенные для женщин. На самом деле, трудно было представить, что в 1936 году тема, табуированная в обществе и столь непривлекательная, как овуляция и менструация, будет освещена таким образом.

60-е годы прошлого века стали временем освобождения стран Третьего мира от колониального господства. На повестку дня ООН вышли демографический взрыв и проблемы, создаваемые ростом населения. В 1960 году США одобрили применение эновида в качестве противозачаточного средства, ставшего базой сексуальной революции, развернувшейся в развитых странах. Через 7 лет The pill появилась на обложке Time.

Кнаус был противником противозачаточной пилюли, он решительно отвергал её использование по медицинским и моральным соображениям. Его бывший помощник Хайнц Брайтенберг-Ценоберг (Heinz Braitenberg-Zenoberg) писал: «В то время как все больше и больше гинекологов выписывали таблетки (The Pill) в течение последних лет, а многие респектабельные и еще большее количество менее респектабельных работ описывали и хвалили этот метод, Кнаус был одним из его первых противников».

Кнаус и Ватикан


В 1962 году начал свою работу второй Ватиканский Собор, она продлилась до 1965 года. Целью Собора, по замыслу его организаторов, было обновление католической церкви. Одним из вопросов, обсуждавшихся на Соборе, был вопрос о приемлемости новых противозачаточных средств. Ватикан обратился к Кнаусу с просьбой написать отчёт об оральной контрацепции и высказать свое экспертное мнение по поводу приемлемости противозачаточных пилюль.. Заказ на отчёт был получен от кардинала Альфредо Оттавиани. «Кардинал Оттавиани, прокурор Конгрегации по вероучению, принял профессора Кнауса, чей метод контроля над рождаемостью был одобрен Пием XII, как единственный морально приемлемый. Оттавиани кратко изложил собору мнения известного гинеколога о влиянии «таблетки» и о контроле над рождаемостью в целом».

10 октября 1967 года в Риме был опубликован отчёт Кнауса об оральной/гормональной контрацепции. После этого он опубликовал его в медицинском журнале (H. H. Knaus: Zum Gebrauch der ‚Pille’ als Antikonzipiens, Med. Klin. 63 (1968), Nr. 12) а также в церковных журналах. До сих пор не выяснено, действительно ли эта публикация повлияла на решение Папы осудить применение искусственных противозачаточных средств, включая оральную контрацепцию, что нашло выражение в папской энциклике 1968 года Humanae Vitae.

Герман Кнаус умер в возрасте 78 лет в Граце и был похоронен в своем родном городе. На смертном одре его посетил апостольский нунций в Австрии кардинал Опилио России, который передал ему благословение Папы.

Авторы благодарят венский Музей контрацепции и аборта (Museum für Verhütung und Schwangerschaftsabbruch) за предоставленные материалы и рекомендуют его посетить. Музей невелик на всё про всё уйдет не более двух часов.

Б. Денисов, В. Сакевич

см оригинал

No comments: