Friday, March 27, 2020

Global Virus and Local Opinion

но не театр

Подобно тому, как силы противовоздушной обороны страны берут на слежение любой летающий объект на подступах к ее воздушному пространству, ведущие национальные центры изучения общественного мнения начинают сопровождать любой объект, входящий в национальное информационное пространство. Коронавирус – не исключение. Уже более месяца он обнаруживается на радарах наших коллег из Великобритании, Франции, Германии и России. Как вирус выглядит сквозь призму общественного мнения, какие выводы позволяет сделать осуществляемый всеми нами мониторинг?


Сначала новый китайский вирус был маленькой точкой на периферии медиа и массового сознания. Радар общественного мнения еще едва регистрировал его, но его уже приметили СМИ. Первыми – деловые. В начале января новость о том, что вирус способен передаваться от человека к человеку, даже вызвала легкую рябь на покорявших вершину за вершиной биржевых графиках. Но, поколебавшись день-другой, индексы вновь бодро пошли вверх. И продолжилось «ралли» на нью-йоркских биржах, которое – если верить опыту последних 70 лет – должно было обеспечить беспроблемное переизбрание хозяину Белого дома, а с ним и макроэкономическую стабильность в глобальном масштабе. В центре мирового внимания был Давос и странная шведская девочка, призывающая человечество ценой экономического благополучия миллиардов людей снизить на полградуса за сто лет среднепланетарную температуру воздуха. Где, интересно, она сегодня? Где она будет, когда эпидемия закончится, и нужно будет всем миром заделывать огромную брешь в мировом валовом продукте?

А потом все болели за болеющий Китай, и как-то незаметно прошла новость о том, что обнаружены инфицированные в Ломбардии и Венето. Все, кто бывал или жил в Северной Италии, поняли, чтó это значит. Это как если бы коронавирус обнаружили у кассиров крупнейшего городского гипермаркета. Но общественное сознание просто жонглирует ярлыками. Поначалу наложение ярлыка «коронавирус» на ярлык «Ломбардия» никого не впечатлило. А сегодня на опустевшие улицы Нью-Йорка выводят военную технику. И вирус как объект общественного сознания постепенно вытесняет все остальные объекты. Или переопределяет все остальные объекты как производные от себя – публикуемое в СМИ сегодня имеет значение лишь в той мере, в какой оно связано с вирусом. А если что-то не связано, то оно просто не заслуживает внимания. Отторгается. Выдворяется вон. Если продолжать аналогию с ПВО, это подобно тому, как если бы над страной висел огромный НЛО размером… со всю страну.

Неудивительно. Этот объект угрожает самому главному, основе всего социального, фундаменту самогó нашего привычного повседневного мира.


О чем говорят опросы

1 comment:

ba.ldei.aga said...

насчёт фундамента — слишком сильно, как октябрьский переворот ничего не перевернул, так и тут случицо, имхо