Saturday, November 30, 2019

stigma generates HIV

WG/TG Empowerment and Advocacy on Gender and HIV/AIDS

Изолированные, уязвимые, безразличные

Насколько распространен ВИЧ среди трансгендерных людей в России и почему


Среди трансгендерных людей многие инфицированы вирусом иммунодефицита человека, но мало знают о нем и о состоянии собственного здоровья. Причиной тому — стигматизация и изолированность сообщества, а также проблемы с доступом к медуслугам. Российские демографы впервые выборочно изучили эту социальную группу в связи с рисками заражения ВИЧ и опубликовали результаты в журнале НИУ ВШЭ «Демографическое обозрение».

Невидимость и закрытость


Риски заражения ВИЧ, который зарегистрирован в России у более чем миллиона человек (а в мире, по оценкам ЮНЭЙДС, у 37,9 млн), наиболее велики для наркопотребителей, секс-работников, мужчин, имеющих секс с мужчинами, заключенных.

Среди уязвимых групп — также транс*люди (этот термин предпочитает само сообщество), те, кого не устраивает их пол при рождении и кто совершает гендерный переход — с помощью гормонотерапии и/или операции.

Транс*люди — зонтичное понятие, которое включает также тех, кто не идентифицирует себя ни со своим биологическим полом, ни с противоположным (небинарные транс*люди). Гендер, отличный от мужского и женского, официально признан лишь в считанном числе стран (например, Индии, Канаде, Австралии, некоторых штатах США).

Трансгендерные люди — пожалуй, самая закрытая и невидимая социальная группа. В России, как и в большинстве стран мира, их численность неизвестна, статистики нет. Условная «перепись» транс*людей затруднена: сообщество не идет на контакт из-за неприятия в обществе и стигматизации.

По той же причине это одна из самых уязвимых социальных групп: люди с транс-идентичностью чувствуют себя исключенными из общества. Совершив гендерный переход, они часто теряют работу и семью, вынуждены переезжать и менять документы (паспорт, свидетельство о рождении, а также СНИЛС, поскольку пол предопределяет возраст выхода на пенсию). Они ощущают себя изгоями, нередко имеют проблемы с психоактивными веществами и становятся жертвами сексуального насилия. Транс*людям сложно устроиться на работу. Это толкает часть из них на то, чтобы зарабатывать коммерческим сексом.

Это, с одной стороны, делает их особенно уязвимыми к ВИЧ (передача инфекции при сексуальных контактах активизировалась, хотя во многих регионах России главный способ передачи вируса все еще — инъекционный), а с другой — затрудняет оценку числа пораженных вирусом и препятствует лечению. «Достучаться до них со стороны, а тем более, объяснить суть профилактики, очень тяжело», — пишут исследователи. Доверительный разговор возможен только при подходе «равный — равному», то есть когда с транс*человеком беседует представитель сообщества.

Именно этот прием и использован исследователями в телефонных интервью с людьми с транс-идентичностью. Выборку составили пациенты столичной клиники по коррекции пола.

Среди респондентов почти три четверти — 72% — тех, кто сменил мужской пол на женский (mtf — male to female), и 28% ftm (с переходом от женщины к мужчине). Выборка довольно молодая: средний возраст — 29,3 года. Знания о ВИЧ определяли с помощью вопросника ЮНЭЙДС.


Равнодушие и иллюзии


Обследование подтвердило высокую пораженность вирусом. Из опрошенных 224 человек инфицирована практически половина — 105 человек. Вторая половина — 112 человек — «не интересовалась своим статусом, но из этого не следует, что эти люди не инфицированы ВИЧ», отмечают исследователи. Семь человек знают, что ВИЧ-отрицательны.

Эти цифры показывают, что транс*люди слабо информированы о проблеме вируса иммунодефицита человека. Причем речь не только о низком уровне знаний о болезни, но и о фактическом равнодушии к собственному ВИЧ-статусу.


«Значительной доле транс*людей безразлично, есть ли у них вирус или нет», — пишут авторы.

О путях передачи инфекции у многих искаженные представления. Вот наиболее типичные ошибки:
  •  29% респондентов полагают, что ВИЧ не передается при совместном пользовании шприцами, иглами и растворами.
  •  13% считают вероятным заражение при совместном использовании ванны, туалета, общей посуды и полотенец.
  •  13% думают, что ВИЧ-инфекция передается при поцелуе.
  •  17% полагают, что вирусом можно заразиться от укуса комара.
  •  9% уверены, что могут определить инфицированного человека по внешнему виду.
  •  9% опрошенных не различают ВИЧ и СПИД.

«Если суммировать все неверные ответы на базовые вопросы о том, что такое ВИЧ, то получается, что около половины респондентов не знают того или иного факта о вирусе иммунодефицита или, точнее, имеют неверные знания, что существенно хуже», — подчеркивают исследователи. 

Пути заражения


Среди инфицированных респондентов 12% считают, что заразились половым путем. 44% объясняют заболевание употреблением общих шприцев. И 38% полагают, что вирус попал в организм при переливании крови.

Вероятно, респонденты не всегда искренне отвечали на вопрос о ВИЧ-инфицировании. «Видимо, за переливанием крови как причиной заражения стоит рискованное наркопотребление, потому что, если бы столько людей получили ВИЧ в клиниках, это было бы катастрофой», — комментируют исследователи. По каждому факту инфицирования в лечебном учреждении Минздрав проводит расследование. «Подобные приказы о расследовании и наказании виновных, касающиеся переливания крови транс*людям, нам неизвестны», — поясняют авторы.


Нехватка знаний о ВИЧ


Главный источник информации о вирусе — интернет: так ответили свыше трети опрошенных (34%). На втором месте телевизор: 29%. Пресса, а также семья и знакомые набрали по 14%. Другие источники назвали 9%. Из них школа и лекции в вузе набрали ничтожную долю — менее 1%.


«По идее, школа и вузы — те места, где молодые люди (большая часть опрошенных) должны получать достоверную информацию о ВИЧ в первую очередь, — подчеркивают исследователи. — Тем не менее, они ее не получают». А в адекватности информации из интернета или СМИ «есть основания сомневаться», что подтверждают слабые познания информантов о вирусе.

Респондентов также спрашивали, как решить проблему низкой информированности населения о ВИЧ. Большинство назвали те же источники, по которым сами узнавали о проблеме, но все же сделали упор на мероприятия в учебных заведениях. Речь, например, о специальных разъяснительных лекциях.

В целом же респонденты возлагают ответственность на государство в распространении информации. «Традиции государственного патернализма очень сильны, и первое, что приходит в голову респонденту, — “государство должно”», — пишут авторы.


Риски и последствия


Свыше 2/3 инфицированных информантов принимают антиретровирусную терапию (против ВИЧ), а 1/3 ее не использует. Почему — исследователи специально не изучали. Тем не менее, это означает, что эти люди «не могут или не хотят получать терапию».

Выяснилось также, что каждый третий в случае инфицирования не скажет партнеру о своем диагнозе.

Это имеет серьезные последствия. «При устойчивости пары вероятность передачи инфекции велика, что может рассматриваться как умышленное заражение заболеваниями, передаваемыми половым путем», — поясняют исследователи.

С учетом изолированности транс*сообщества, их проблемами должны заниматься организации, специализирующиеся именно на таких людях, считают исследователи. «Для начала можно попытаться ввести их в общую систему здравоохранения, чтобы транс*люди не боялись ходить к врачам и обращаться за бесплатной помощью», — пишут авторы. А для этого необходимо прекратить стигматизацию таких людей в обществе.
IQ

Авторы исследования:
  • Борис Денисов, демограф, кандидат экономических наук, сотрудник Центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, участник исследовательской группы Gender Dynamic Research(«Исследования гендерной динамики»)
  • Яэль Демедецкая, президент фонда «Трансгендер»
  • Алиса Лапицкая, социолог исследовательской группы «Исследования гендерной динамики»
  • Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 29 ноября

IQ

2 comments:

ba.ldei.aga said...

имхо: ВИЧ похоронит РФ, поскольку от стигмы отказаться нельзя

ba.ldei.aga said...

http://www.bbc.com/culture/story/20191114-how-vaginas-are-finally-losing-their-stigma