Wednesday, May 1, 2019

free access to dox

это наш савецкий герб
Переломный момент в сфере доступа к архивам КГБ в Украине произошел 9 апреля 2015 года. В этот день Парламент Украины принял закон «О доступе к архивам репрессивных органов коммунистического тоталитарного режима 1917-1991 годов».

Законопроект, который рассматривал Верховный Совет, был подан Кабинетом Министров вместе с тремя другими «декоммунизационными» законами. Специальный закон, который регламентирует вопросы доступа к документам бывших спецслужб репрессивных органов тоталитарных и авторитарных режимов, - это не новая практика.

Почти во всех центральнои восточноевропейских странах бывшего социалистического лагеря и некоторых бывших республиках СССР действуют такие акты. До этого доступ ко всем архивным документам в Украине регламентировал общий закон «О Национальном архивном фонде и архивных учреждениях», который был принят в конце 1993 года. Основа закона «О доступе к архивам репрессивных органов» - это понимание, что демократический транзит невозможен без уважения прав и свобод человека. Для того чтобы тоталитарный режим с его политическими репрессиями и другими преследованиями больше не повторялся, его нужно анализировать и изучать. В частности, по архивным документам, которые часто служат единственным источником информации о трагических событиях прошлого.

Демократизация спецслужб и полиции не может произойти должным образом, если они будут продолжать стеречь архивы, содержащие информацию о массовых нарушениях прав человека, и продолжать использовать методы из архивов своих предшественников. Построить новые силовые институты можно, в том числе, разорвав цепочку преемственности, которая де-факто существовала до весны 2014-го.

Открытый доступ к архивам коммунистических спецслужб не только дает возможность восстановить нарушенные права, но также показывает, что информация обо всех преступлениях рано или поздно станет известна общественности. Для того чтобы не повторять тоталитарные практики прошлого, важно информировать общество о том, как формируются репрессивные режимы и какие методы они используют.

Когда в начале 2014 года украинская власть попыталась возобновить тоталитарные методы управления («диктаторские законы 16 января»), чтобы сохранить свое положение, это привело к человеческим жертвам и оккупации части страны российскими войсками. Это яркий пример того, что иногда право на информацию имеет преимущество над правом на приватность. Право на информацию в конечном итоге способствует обеспечению права на жизнь.

До архивного закона 2015-го Архивисты учитывали много документов, решая, предоставлять доступ к архивам КГБ или нет. Кроме рамочного архивного закона «О Национальном архивном фонде и архивных учреждениях» во внимание принимался еще ряд законов и других нормативных актов. Их можно интерпретировать неоднозначно, поэтому их использовали как для того, чтобы предоставить доступ, так и для того, чтобы его ограничить. Все зависело от политической ситуации и желаний руководства того или иного архива, главы Укргосархива и соответствующего органа в случае, если речь шла об отраслевых государствен-ных архивах (например, голоса Службы безопасности или министра внутренних дел).

Открытый доступ к архивам КГБ: Украинский опыт для стран Восточного партнерства. 

Аналитический доклад 

Когут А., Зейналов Э., Мартиросян С., Дрозд Д., Хвадагиани И., Кашу И., Олейник А. (ред.) — Київ. — 2017. — 60 с.

No comments: