Saturday, December 22, 2018

Stanisław Lem three desires

Popiersie Stanisław Lem ssj 20110627
ur. 12 lub 13 września 1921 we Lwowie,
zm. 27 marca 2006 w Krakowie
год рождения существенен для понимания

Три «сокровенных» желания (игнорируя реальность их исполнения), от менее неосуществимого до более:


Первое – «о постепенной ликвидации лжи в общественной и политической жизни. Ложь процветает и в демократическом, и в тоталитарном государстве, ибо в первом она равноправна с правдой, а во втором ее распространяет правительство и поддерживает цензура».

Второе – «земную среду необходимо изменить таким образом, чтобы никто не мог причинить какой-нибудь вред своему ближнему»...

О третьем желании Лем написал следующее: «Третье мое желание своей неисполнимостью превышает оба предыдущих. Они просто детский лепет по сравнению с ним. Я желаю себе однажды утром открыть глаза и с удовлетворением убедиться, что все, что случилось со мной и миром со времени окончания гимназии, было просто ночным кошмаром. Приснилась мне Вторая мировая война, концлагеря, оккупация Польши и других стран, «окончательное решение еврейского вопроса», конференции по разоружению, Римский клуб, дебаты по ядерным вопросам, кризисы и т.п. НИЧЕГО из этого не произошло, это был лишь кошмарный сон. После пробуждения кроме облегчения я почувствую стыд за то, что приписывал человечеству столько убийственной ярости и свинства. Как же мне станет стыдно, что были правы те, кто издавна отмечал во мне мизантропию и садистские черты характера, проявившиеся в моем сне. Вместе с этим радостным воодушевлением смогу утверждать, что все, что говорили гимназистские учителя о благородной природе человека, было чистейшей правдой».

источник

No comments: