Tuesday, May 22, 2018

books needed

пришло

Представления о возрастах человека нуждаются в ревизии. Ценность взрослости как периода определенности для многих уже не та, что раньше, поэтому он откладывается. Процессы становления личности тоже идут вразнобой, у взрослых людей остаются признаки инфантилизма.


Традиционная возрастная периодизация жизни «ребенок — молодой человек — взрослый» сегодня уже не совсем актуальна. Слишком многое изменилось: темп жизни, подход к образованию, социальные роли и институты, супружество, профессиональное самоопределение человека.Биографии стали менее предсказуемыми. Изменилось начало взрослой жизни. Наконец, сама ценность взрослости уже подвергается сомнению, а инфантилизм становится привычным явлением. Елена Сабельникова и Наталья Хмелева предложили по-новому концептуализировать этот феномен в статье Infantilism: Theoretical Construct and Operationalization. Авторы исследования подчеркивают, что избегают «оценочного модуса», а анализируют явление инфантилизма как таковое.
 

Замедление самоопределения


С точки зрения психологии взрослость человека предполагает саморегуляцию, эмоциональную зрелость (рациональность, самоконтроль, отсутствие импульсивности и пр.), ответственность, способность к рефлексии, потребность к труду и устойчивым отношениям. Взрослый человек стремится состояться в профессии и в семье. Ряд психологов подчеркивают значимость мотивов аффилиации (сопричастности) и достижений. Человеку важно определиться с гражданской и социальной позицией, с образом жизни и пр.

Инфантильную личность, напротив, отличают незрелость чувств («детские» реакции, отсутствие воли, неуверенность), внешний локус контроля (во всем виноваты другие люди), завышенная самооценка, нетребовательность к себе (на фоне взыскательности в отношении общества) и эгоцентризм, отмечают Сабельникова и Хмелева. «Инфантильная личность стремится уйти от необходимости адекватно оценивать объективную социальную реальность», — добавляют авторы статьи.

Другими словами, зрелость ассоциируется с успешным освоением главных социальных ролей: работника, супруга, родителя. Однако все больше людей откладывают этот выбор, иначе оценивают его значимость. Люди тратят больше времени на учебу, выбор партнера и поиски себя. В результате время самоопределения в жизни и профессии растягивается.

Возрастные границы условны


По данным демографов, возраст отделения от родительской семьи передвинулся с 18-20 лет в старших поколениях (например, среди россиян 1950-х годов рождения) до 23-25 лет для детей бэби-бума 1980-х.

Почти треть поколения 1980-1986 годов рождения считает, что они поторопились с независимостью. «С одной стороны, можно говорить о том, что современное поколение подходит к вопросу старта самостоятельной жизни достаточно обдуманно, поскольку 70% респондентов уверены, что вовремя отделились от родителей, — отмечают демографы Алина Долгова и Екатерина Митрофанова. — В то же время, видна тенденция легкомысленного отношения к планированию самостоятельной жизни, поскольку доля тех, кто поспешил с принятием этого решения, уверенно растет».
Периодизация возрастов в разных исследованиях варьируется. Взрослость называется по-разному: зрелость, стадия полноценной субъектности, средний возраст и пр. Кто-то (как, например, американские психологи Грейс Крайг и Дон Бокум) считает разумным говорить о «ранней взрослости» от 18 и до 40 лет. Другие исследователи (например, американский психолог Вирджиния Квинн) обозначают тот же период как молодость. По мнению авторов статьи, это и есть главный период самоосуществления.

Факторы инфантилизма


Откладывание взрослости — это ответ на новую реальность, считают многие ученые. Меняется все: от набора компетенций и профессий (одни исчезают, другие только формируются) — до взаимоотношений.
  • Открылось очень много «способов проживать свою жизнь». Возникли альтернативные модели взрослости. Биографии стали непредсказуемыми. Например, получив одну специальность и поработав, люди затем переучиваются и меняют сферу занятости. Отделившись от родителей, человек может впоследствии вернуться к ним, продлить «детство». Однако диапазон биографических возможностей слишком широк, что может частично дезориентировать и мешать определиться.
  •  Образовательный выбор имеет «непонятный срок действия» (в силу неясности будущего профессий) и, по словам психолога Александры Бочавер, порождает неуверенность. В итоге молодые люди «тяготеют к эскапизму и откладыванию значимых решений». Вместо выработки стратегии они ограничиваются тактиками в разных сферах жизни и тянут с окончательным («взрослым») выбором.
  • Условия социализации изменились. Общение во многом ушло в интернет, опосредовано цифровыми технологиями и устройствами: гаджетами, мобильными приложениями, социальными сетями, мессенджерами и пр. Но такие контакты, по словам Сабельниковой и Хмелевой, поверхностны. По мнению ряда исследователей, при замене живого общения цифровым происходят снижение восприятия человеческих эмоций и «аутизация» (погружение в себя, отчасти с целью ухода от действительности). Это приводит к эмоциональной незрелости.
  • Социокультурная среда изменилась, привычные роли девальвируются. «Цель “быть счастливым” меняется на цель “быть успешным”, — пишут Сабельникова и Хмелева. — Многие ценности приобретают приставку “не”: не создавать семью, не рожать детей, поскольку старые патриархальные ценности будут препятствовать достижению цели современного молодого человека, желающего во что бы то ни стало стать успешным».
С учетом всех этих мощных изменений среды инфантилизация выглядит как логичное явление.

Кроме того, некоторые виды деятельности тоже влияют на процесс взросления. Так, долгая учеба (в магистратуре, аспирантуре, получение второго образования), по мнению Вирджинии Квинн, в чем-то тормозит наступление зрелости. Такие люди часто проживают с родителями, не стремятся трудоустроиться и получать зарплату.

Питер Пэн, Принц, Вечный мальчик


Проявления инфантилизма психологи исследовали в разном ключе. Автор теории взросления «Emerging adulthood» (2000 год) Джеффри Арнетт, выделил особый возрастной период от 18 до 25 лет. Молодые люди этого возраста уже не подростки, но еще и не взрослые. Они независимы лишь отчасти, поскольку, как правило, живут с родителями. У таких молодых людей много возможностей и мало обязательств. Прежде чем выбрать партнера или дело жизни, они могут несколько раз делать «примерки», пробовать разные варианты.
  •  В психоаналитическом ключе этот феномен изучил Карл Густав Юнг. Говоря об архетипе «вечного юноши» (puer aeternus), он подразумевал людей, избегающих взрослой ответственности и обязательств.
  • Единомышленница и коллега Юнга Мария-Луиза фон Франц в книге «Вечный юноша. Puer Aeternus» развила эти идеи — рассмотрела особую форму невроза у таких людей: «жизнь на черновик».
У мужчины, страдающего этим неврозом, возникает чувство, что в реальной жизни он еще не существует. В поисках (партнера, работы, призвания) его не покидает ощущение, что это еще не то, что ему нужно. Состояние «жизни на черновик» может затягиваться, — у «вечного юноши» формируется внутренний отказ жить настоящим. В итоге у него могут появиться зависимости, приступы агрессии, фобии.
Сходное явление — кидалты, «взрослые дети» (от англ. kid — «ребенок» и adult — «взрослый»). Термин впервые появился в 1985 году в газете The New York Times в статье журналиста Петера Мартина в связи с бешеной популярностью игровых автоматов. Кидалты — люди, сохраняющие подростковые пристрастия (от любви к компьютерным играм, аниме и фэнтези до образа жизни без обязательств) до 30-35 лет и дольше. Психологи иллюстрируют этот типаж литературными героями Питером Пэном и Маленьким Принцем. 

Легитимация инфантилизма


По мнению ряда ученых, взрослость перестала быть безусловной ценностью. Так, исследование установок современных пятиклассниковвыявило, что они не стремятся взрослеть. Зрелость ассоциируется у них не только с независимостью, но и с обилием обязанностей.

Похожая ситуация — и с молодыми людьми. «Противоречивая картина будущего… пугает молодого человека, как бы призывает его остаться «в детстве», где не было проблем, где жизнь была стабильна и надежна», — пишут Сабельникова и Хмелева. Получается, что в этом случае инфантильность — почти сознательный выбор.

Не случайно исследователи считают, что к инфантилизму стоит относиться безоценочно. Так или иначе, его можно считать проявлением гетерохронности (разновременности) личностного развития. О подобных процессах в свое время писал Лев Выготский.
«Путь личности к зрелости не является гомогенным по типу», — отмечают Сабельникова и Хмелева. Гетерохронность проявляется в том, что у инфантильных людей эмоционально-волевая сторона «отстает от общего темпа развития, а развитие интеллекта и познавательной сферы идет для данного периода более быстрыми темпами».
«Легитимация» инфантилизма связана еще и с тем, что его можно расценивать как механизм защиты, способ преодоления жизненных трудностей. Американский психоаналитик Нэнси Мак-Вильямс подчеркивает, что термин «инфантильная личность» исчезает из официального перечня. И это логично: в современных терминах это просто альтернативная биография.

No comments: