Wednesday, February 21, 2018

accusations and suspicions

росттат
Федеральная служба госстастистики России в понедельник сообщила, что реальные доходы населения, снижавшиеся несколько лет, прекратили падение. Отчет ведомства вызвал резкую критику экономистов - они считают, что Росстат завысил показатели, а в реальности доходы населения должны были снизиться.

Это не первый случай, когда ведомство критикуют за сомнительную статистику.

Русская служба Би-би-си собрала примеры публикации ведомством данных, вызвавших недоверие экономистов, и спросила экспертов, почему Росстат это делает.

Доходы населения "перестали падать"


Что же произошло с доходами населения в январе? Согласно ежемесячному мониторингу о социально-экономическом положении России, реальные располагаемые доходы населения в январе этого года не изменились. Этот показатель оценивает, сколько остается у населения денег после выплаты всех обязательных платежей.

Фактически весь 2017 год доходы населения падали. Исключением стал лишь январь прошлого года, когда пенсионерам выплатили 5 тысяч рублей. Это была единоразовая выплата - компенсация за то, что пенсии в 2016 году не индексировались. Благодаря этой выплате в январе 2017 года располагаемые доходы выросли сразу на 8,8%. Весь прошлый год Росстат в своей статистике учитывал эту выплату.

В теории в январе этого года доходы населения должны были сильно упасть как раз потому, что в этом месяце единовременной выплаты пенсионерам не было. Однако Росстат неожиданно скорректировал январские данные - в них не была учтена компенсация января 2017 года. Об этом он сообщил в приписке к материалу - мелким шрифтом.

Без этих манипуляций падение доходов в январе год к году было бы выше 7%, считает главный экономист Центра развития ВШЭ Валерий Миронов.

Директор аналитического департамента компании "Локо-Инвест" Кирилл Тремасов, одним из первых заметивший и объяснивший эту манипуляцию с данными, назвал отчет Росстата "просто неприкрытым желанием приукрасить действительность". Ранее он возглавлял в министерстве экономического развития департамент макроэкономического прогнозирования.

Промышленное производство "плавно растет"


В качестве примера еще одной манипуляции Росстата Валерий Миронов приводит показатель "медианного индекса" промышленного производства. По его словам, этот показатель появился где-то в ноябре, когда промышленность особенно сильно подсела. От обычного подсчета "медианный индекс" отличает то, что это "усредненный" показатель, при расчете которого не учитывается сильное падение или сильный рост отдельных секторов.

Сейчас в отчетах Росстата указывается и традиционный индекс, и медианный.

Медианный индекс позволяет сгладить колебания промышленного производства, которые сильно зависят от сезонности, поясняет Миронов. Индекс таким образом получается более гладким и показывает слабый рост.

"Если уж есть волатильность, то ее надо видеть. Это значит, что спрос неустойчив и так далее. Нельзя "ретушировать" ситуацию такими медианными показателями", - считает Миронов.

"Строительный бум"


Не всегда Росстат пытается сгладить экономические показатели и приукрасить картину.

Тремасов вспоминает об одном эпизоде. В 2017 году Росстат сообщил, что в июле строительный сектор установил рекорд за 9 лет: он вырос на 7,1%.

Но в октябре ведомство пересмотрело данные. Выяснилось, что вместо рекордного роста в строительстве в июле был спад на 0,6%.

Пересмотр Росстата коснулся 2016 года и первых трех кварталов 2017 года. В 2016 году объем строительных работ был скорректирован, по оценке Тремасова, более чем на 1 трлн рублей - в меньшую сторону.

Само ведомство объяснило это тем, что было проведено обследование малого и среднего бизнеса, по итогам которого показатели были скорректированы. Новые данные, по словам Тремасова, стали отражать девальвацию рубля 2015 года, из-за которой строительные материалы подорожали.

Экономист объясняет, что эта история показывает проблемы со сбором информации Росстатом. Для бизнеса передача статистики в Росстат - второстепенная задача.

"Оптимизм бизнеса вырос"


Миронов вспомнил и другой случай со статистикой Росстата, который его удивил. Ведомство проводит опросы промышленных компаний о том, что, по их мнению, ограничивает рост экономики. Набор факторов стандартный, среди которых обычно значится низкий спрос со стороны населения и неопределенность будущего развития экономики.

Но в январе 2017 года подсчеты результатов опроса неожиданно изменились: упала значимость некоторых факторов. Выяснилось, что изменился список компаний, участвовавших в опросе.

После этого появились комментарии о том, что неопределенность в экономике начала снижаться.

"Уже другие предприятия они стали опрашивать, и этот фактор надо было учесть", - указывает эксперт.

Причины


Русская служба Би-би-си направила в Росстат запрос о причинах пересмотра показателей, но ответа не получила.

В апреле 2017 года Росстат перешел в ведение министерства экономического развития. Экономисты тогда выражали опасение, что такая реорганизация порождает конфликт интересов между министерством, которое отвечает за экономический рост в стране, и ведомством, которое подсчитывает реальное положение дел в экономике.

Но дело не конфликте интересов, полагает Тремасов.

"Я до мая прошлого года работал в министерстве [экономического развития] и видел Суринова (Александр Суринов - глава Росстата. - прим. Би-би-си) на совещаниях. У меня за этот год не было абсолютно никаких подозрений в том, что на Росстат оказывается давление", - заверил Би-би-си Тремасов.

"Суринов - опытный человек, он сам все понимает, что нужно показать начальству", - пояснил эксперт.

В своем телеграм-канале Тремасов более резок и связывает публикацию данных Росстата с потребностями правительства и аппарата президента.

Миронов объясняет изменение данных желанием "защитить честь мундира". Ведомство "хотело оправдаться", по словам экономиста, за отчет в том, что промышленность находится в хорошем состоянии, и за прогноз о маловероятности падения в конце года.

"Эта ситуация связана с не очень аккуратной работой с данными, - объясняет профессор РЭШ Олег Шибанов. - Я здесь лично какого-то политического мотива не вижу".

No comments: