Патриарх Кирилл: идите и рожайте
09:1020.11.2016
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сентябре этого года подписал обращение, призывающее запретить аборты на территории России. Этот шаг предстоятеля Русской православной церкви вызвал острую общественную дискуссию. К своему 70-му дню рождения (20 ноября) патриарх Кирилл дал эксклюзивное интервью РИА Новости на тему рождаемости и абортов, в котором разъяснил свой взгляд на проблему, ее историю и пути решения, вспомнив непростой выбор в жизни родителей. Беседовала Ольга Липич.
— Ваше Святейшество, недавно вы подписали документ, который был назван петицией о запрете абортов. Могли бы вы поподробнее разъяснить свое отношение к этой теме в целом?
— Конечно. Всякая традиционная религия не допускает аборты. И не только монотеистические или восточные религии, но даже если взять язычество. Помните, в клятвах Гиппократа — исключается употребление абортивных средств! Язычники не допускали этого. То есть, зародившаяся жизнь — это ценность, которая всегда присутствовала в человеческой истории, в человеческой культуре.
И вот наступило время, когда вдруг сказали, что это совсем не так, что можно все это без зазрения совести совершать. Более того — что государство должно этому содействовать. Аборты в нашей стране появились в 20-е годы. А какая тогда была цена человеческой жизни? Никакой. Нужны были тракторы, а не люди. Было сознание того, что уровень жизни невысокий, нужно индустриализацию проводить и все прочее. Хотя, может, тогда этих идей еще особенно сформулировано и не было, но тем не менее, ясно было, что страна вступает на другой уровень своего исторического бытия, и меньше всего заботились о матерях и о детях. Нужно принять во внимание еще и то, в каких условиях тогда совершались аборты, каков был уровень медицины, какая была колоссальная смертность среди женщин. Большинство совершивших аборты потом не могли родить. И на это государство шло. А учитывая, что это происходило в России, где аборт считался абсолютным злом, это, конечно, было и насилием над нравственным чувством народа.
И когда сегодня у нас такие большие усилия прилагаются, чтобы увеличить численность населения, в том числе материнский капитал — я это полностью поддерживаю.
— А есть ли результаты, и к чему стремиться?
— Результаты есть. Но если учесть, что цифра официально совершаемых абортов многократно ниже реально совершаемых абортов (некоторые считают, что у нас в стране совершается 3 миллиона абортов, другие говорят, что 5 миллионов — подсчитать невозможно), то сокращение абортов на один миллион в год привело бы к увеличению нашего населения на 10 миллионов за 10 лет. Если просто говорить — не о духовной или нравственной, а о социально-экономической составляющей.
Но настало время, когда мы должны вернуться к тому пониманию, что аборт является: во-первых — грехом, во-вторых — надругательством над женщиной… Нет ни одной женщины, которая бы совершила аборт по каким-то обстоятельствам и которая бы не переживала это как тяжелейший момент в своей жизни. Я знаю это, потому что мне приходилось принимать исповедь. И я знаю, с каким чувством некоторые женщины всю жизнь каются в одном и том же. И даже иногда говоришь: ну, вы же об этом уже говорили, вы же приносили покаяние. "Нет, — говорит, — у меня совесть нечиста, я не могу и наверное до конца дней буду страдать от этого"…
— Вы поэтому подписали нашумевшую петицию? И что имели в виду — строгий запрет абортов или вывод их из системы обязательного медицинского страхования (ОМС)?
— Когда мне предложили подписать петицию, я, конечно, подписал, потому что Церковь против абортов. Но мы по земле ходим — и у Церкви совершенно реалистическая повестка дня, идет диалог с государством. Мы понимаем, что в настоящий момент запретить аборты невозможно. Нужно к идее исключения абортов из нашей жизни подходить с точки зрения возможностей сегодняшнего дня — сейчас возможным является вывод аборта из общеобязательного медицинского страхования.
— Зачем это нужно, что это даст?
— Потому, что если государство говорит: это ваше личное дело, оно подчеркивает свое негативное отношение к абортам. Ну ведь никто же не помогает, допустим, алкоголикам и наркоманам приобретать спиртное и наркотики за счет какой-нибудь страховки?! Нет такого, потому что это — зло, это — вредно. А здесь покрываем общей страховкой совершение абортов.
— Но многие опасаются, что выведение абортов из системы ОМС, не говоря уже об их запрете, толкнет женщин на опасные подпольные медуслуги?
— Есть такой абсолютно ложный аргумент, но его постоянно повторяют: что если мы сейчас выведем из общего ОМС совершение этих манипуляций, то мы подтолкнем наших женщин к совершению нелегальных абортов. Почему? А что, нелегальные аборты — бесплатные? Назовите мне хоть одного совершителя нелегальных абортов, который это сделает бесплатно. И в первую очередь, конечно, по медицинским и некоторым социальным показаниям. Хотя к социальным показаниям я отношусь очень сдержанно и даже, я бы сказал, негативно.
— То есть по медицинским показаниям совершение аборта допустимо?
— Медицинские показания — это уже другой разговор. Хотя приведу пример из нашей семьи. Моей маме было уже 40 лет, когда она стала ожидать третьего ребенка, и это было послевоенное время, организмы, конечно, были ослаблены у женщин. И врачи ей сказали: вам нужно категорически сделать аборт. Иначе либо вы умрете, либо ребенок ваш умрет. Отец — священник — вот представляете, какая дилемма? Категорическое требование врачей…
И тогда папа решил вместе с мамой поехать к нашему духовнику, к старцу Серафиму Вырицкому (сейчас он уже причислен к лику святых, а тогда он просто был монахом, жившим на покое в Вырице под Ленинградом). Они приехали, старец их выслушал, и очень кротко и спокойно сказал: идите и рожайте. Все — это было окончательным решением.
Родилась девочка, совершенно здоровая.
Настало время, когда мы должны очень серьезно, все вместе работать для того, чтобы радикально уменьшилось количество абортов. И вывод абортов из системы обязательного медицинского страхования, думаю, был бы первым правильным шагом, на чем сейчас Церковь и настаивает.
No comments:
Post a Comment