истинно духовных, корейских, нордических |
Возможны ли альтернативы потребительскому обществу в России?
Формирование общества потребления считается бесспорным достижением рыночных реформ в постсоветской России. Однако в последнее время в условиях затяжного экономического кризиса, звучат голоса о неприемлемости общества потребления в нашей стране: оно якобы противоречит традиционным российским ценностям. Параллельно, в отсутствие внятной стратегии реформ и «проектов будущего», в обществе происходят события и процессы, комплекс которых все чаще сравнивают с «архаизацией» по типу известной антиутопии Владимира Сорокина. Речь идет об упрощающихся представлениях об окружающем мире и мотивах поведения людей, об исчезновении и/или имитации публичной политики, процессах деградации в таких сферах, как здравоохранение, образование, культура.В то же время одним из слоганов остается пресловутое «холодильник победит телевизор». Это подразумевает, в том числе, то, что в России не существует альтернатив потребительскому обществу.
В этой связи мы хотели бы предложить обсудить следующие вопросы:
- Как в сегодняшней жизни проявляются попытки архаизации и антиконсьюмеризма? Какие элементы архаики считаются вполне приемлемыми и почему? В какой степени российское общество «готово» к архаизации?
- Что стоит за антиконсьюмеристской риторикой, стремлением внедрить больше архаики в реалии российской действительности: тактические задачи или стратегический замысел? Если он существует, то в чем он состоит?
- Существуют ли такие реалии потребительского общества, от которых массовые социальные слои не могут отказаться?
- Возможно ли в современной России общество, альтернативное обществу потребления? Или же реальным является создание двухсекторной модели: «общество потребления» - для элиты и «архаика» - для всех остальных?
No comments:
Post a Comment