Дорогие друзья и коллеги.
Вышел юбилейный номер "Неприкосновенного запаса"! В котором праздник стал и поводом и предметом описания.
Буду очень признателен за дальнейшее распространение информации
Государственный праздник: обряды единства и ритуалы различий.
Государственный национальный праздник есть одно из важнейших измерений модерна, задающее его оптимистический, уверенный (или самоуверенный), торжествующий над временем, образ. Государственный праздник и оформляющие его ритуалы власти представляют собой феномен секулярного исторического сознания, особый способ конструирования политического и идеологического универсума, инструмент формирования специфической темпоральности и генеалогии нации и государства. Стремясь придать гомогенность создаваемому историческому полю и обеспечить органическую целостность конструируемого политического тела, праздничные торжества неизбежно производят и обратный структурный эффект: утверждая континуальность, они лишь усиливают внутренние разрывы; задавая общность, они порождают различия; приглашая/принуждая к праздничному ликованию «всех», они исключают «некоторых»; радостно провозглашая единство, они подчеркивают порой незаметные в будние дни драматически заряженные границы сообществ (то, что для большинства может выступать как день победы, для некоторых может быть днем траура). Какой бы длины не был праздничный стол, -- все за ним не поместятся, а некоторые не испытывают желания занять даже свободные места. Траур и карнавал, официоз и творческая инициатива, политическое и коммерческое противостоят и одновременно поддерживают друг друга, создавая пространство, в котором разворачивается диалектическая сценография единства и различий. Официальные торжества с участием первых лиц государства, показ военной техники, распил бюджета, пивной фестиваль, заупокойная молитва и пикет оппозиции могут соседствовать друг с другом внутри общего, но не единого пространства государственного праздника. Революции и консервация политических режимов, войны и память о них, рождение наций и гибель империй, формирование социокультурных границ, их условность и нестабильность -- все эти сюжеты заполняют пространство, задаваемое праздником как своеобразным зеркалом, в котором современное общество хочет видеть себя.
Оглавление
№ 100
От редакции
Илья Калинин. Государственный праздник: обряды единства и ритуалы различий
Политическое воображаемое
Сегодня весь народ отмечает славную годовщину...
Страницы Александра Кустарева
Политическая теория и практики деполитизации
Амитай Этциони. Праздники: забытая колыбель добродетели
Эвиатар Зерубавель. Переломные моменты истории
Праздник и политический порядок
Оливье Иль. Смех и священное. К истории государственных праздников во Франции
Дэрил Уильямс. Ландшафт гражданственности и ландшафт памяти: режим Варгаса и Рио-де-Жанейро
Дайана Мюир. Провозглашая День благодарения: от местного торжества к национальному празднику
Франческа Поллетта. Отпразднуем наши разногласия? Праздники и социальный протест
Леонид Исаев. Нет у революции конца…
Политика культуры
Федор Софронов. Слова и музыка национализма Восточной Европы. Краткий очерк региональной гимнологии XIX -- первой половины XX века
Центральная Европа: праздник империи, праздники наций
Даниэл Юновски. Воображая Австрию: культ императора и празднование «великого юбилея» 1898 года
Ярослав Шимов. Праздник, который всегда. День рождения Чехословакии и чешская национально-государственная мифология
Мелинда Калмар. Праздники, сохраненные и преобразованные
Ольга Серебряная. Праздник неоконченной революции
Интервью «НЗ»
Агнеш Хеллер. Освенцим и ГУЛАГ
Старосветские хроники Песенки Победы
Страницы Кирилла Кобрина
Новые книги
Георгий Коновалов. Исчезновение автобиографического канона, теория и закон жанра
Юрий Романенко. Событийная история философии
Михаил Богатов. Пора Бибихина
№ 101
Актуальность архива
Сергей Третьяков. Как десятелить. Оценка художественного оформления десятиоктябрия. Газета на шестах
Праздник Революции
Фредерик Корни. Истина и поэзия. Десятая годовщина Октября
Кристел Лейн. Ритуал военно-патриотической традиции
Эмилия Кустова. Советский праздник 1920-х годов в поисках масс и зрелищ
Дмитрий Горин. От карнавала к литургии: мотивы атеистической космогонии в главном советском празднике
Социологическая лирика
Война как прошлое и как будущее
Страницы Алексея Левинсона
9 мая: почти 70 лет спустя
Михаил Габович. Памятник и праздник: этнография Дня Победы
Анна Юдкина. «Памятник без памяти»: первый Вечный огонь в СССР
Наталья Колягина, Наталья Конрадова. День Победы на Поклонной горе: структура пространства и ритуалы
Джуди Браун. Перформативная память: празднование Дня Победы в Севастополе
Ольга Резникова. Скорбь и праздник в (пост)колониальном контексте. Этнографические заметки. Грозный 8, 9 и 10 мая
Даниела Колева. Памятник советской армии в Софии: первичное и повторное использование
Case Study 1
Александрина Ваньке. Ландшафты памяти. Парк Победы на Поклонной горе в Москве
Культура политики
Павел Полян. Историомор. Структуризация памяти и инфраструктура беспамятства
Case Study 2
Карстен Брюггеманн. Создание прошлого в условиях авторитаризма: празднование Дня победы в Эстонии в 1934--1939 годы
Политэкономия повседневности Праздник идентичности
Страницы Ильи Калинина
Новые праздники и реконструкция истории
Алексей Макаркин. Противоречивые праздники новой России
Сергей Маркедонов. Праздники и памятные даты постсоветского Закавказья: история и политика
Очерки нравов
Сергей Гогин. Изображая радость: праздник как номенклатурное мероприятие
Библиография
Указатель содержания журнала «Неприкосновенный запас», № 1--101
Вышел юбилейный номер "Неприкосновенного запаса"! В котором праздник стал и поводом и предметом описания.
Буду очень признателен за дальнейшее распространение информации
Государственный праздник: обряды единства и ритуалы различий.
Государственный национальный праздник есть одно из важнейших измерений модерна, задающее его оптимистический, уверенный (или самоуверенный), торжествующий над временем, образ. Государственный праздник и оформляющие его ритуалы власти представляют собой феномен секулярного исторического сознания, особый способ конструирования политического и идеологического универсума, инструмент формирования специфической темпоральности и генеалогии нации и государства. Стремясь придать гомогенность создаваемому историческому полю и обеспечить органическую целостность конструируемого политического тела, праздничные торжества неизбежно производят и обратный структурный эффект: утверждая континуальность, они лишь усиливают внутренние разрывы; задавая общность, они порождают различия; приглашая/принуждая к праздничному ликованию «всех», они исключают «некоторых»; радостно провозглашая единство, они подчеркивают порой незаметные в будние дни драматически заряженные границы сообществ (то, что для большинства может выступать как день победы, для некоторых может быть днем траура). Какой бы длины не был праздничный стол, -- все за ним не поместятся, а некоторые не испытывают желания занять даже свободные места. Траур и карнавал, официоз и творческая инициатива, политическое и коммерческое противостоят и одновременно поддерживают друг друга, создавая пространство, в котором разворачивается диалектическая сценография единства и различий. Официальные торжества с участием первых лиц государства, показ военной техники, распил бюджета, пивной фестиваль, заупокойная молитва и пикет оппозиции могут соседствовать друг с другом внутри общего, но не единого пространства государственного праздника. Революции и консервация политических режимов, войны и память о них, рождение наций и гибель империй, формирование социокультурных границ, их условность и нестабильность -- все эти сюжеты заполняют пространство, задаваемое праздником как своеобразным зеркалом, в котором современное общество хочет видеть себя.
Оглавление
№ 100
От редакции
Илья Калинин. Государственный праздник: обряды единства и ритуалы различий
Политическое воображаемое
Сегодня весь народ отмечает славную годовщину...
Страницы Александра Кустарева
Политическая теория и практики деполитизации
Амитай Этциони. Праздники: забытая колыбель добродетели
Эвиатар Зерубавель. Переломные моменты истории
Праздник и политический порядок
Оливье Иль. Смех и священное. К истории государственных праздников во Франции
Дэрил Уильямс. Ландшафт гражданственности и ландшафт памяти: режим Варгаса и Рио-де-Жанейро
Дайана Мюир. Провозглашая День благодарения: от местного торжества к национальному празднику
Франческа Поллетта. Отпразднуем наши разногласия? Праздники и социальный протест
Леонид Исаев. Нет у революции конца…
Политика культуры
Федор Софронов. Слова и музыка национализма Восточной Европы. Краткий очерк региональной гимнологии XIX -- первой половины XX века
Центральная Европа: праздник империи, праздники наций
Даниэл Юновски. Воображая Австрию: культ императора и празднование «великого юбилея» 1898 года
Ярослав Шимов. Праздник, который всегда. День рождения Чехословакии и чешская национально-государственная мифология
Мелинда Калмар. Праздники, сохраненные и преобразованные
Ольга Серебряная. Праздник неоконченной революции
Интервью «НЗ»
Агнеш Хеллер. Освенцим и ГУЛАГ
Старосветские хроники Песенки Победы
Страницы Кирилла Кобрина
Новые книги
Георгий Коновалов. Исчезновение автобиографического канона, теория и закон жанра
Юрий Романенко. Событийная история философии
Михаил Богатов. Пора Бибихина
№ 101
Актуальность архива
Сергей Третьяков. Как десятелить. Оценка художественного оформления десятиоктябрия. Газета на шестах
Праздник Революции
Фредерик Корни. Истина и поэзия. Десятая годовщина Октября
Кристел Лейн. Ритуал военно-патриотической традиции
Эмилия Кустова. Советский праздник 1920-х годов в поисках масс и зрелищ
Дмитрий Горин. От карнавала к литургии: мотивы атеистической космогонии в главном советском празднике
Социологическая лирика
Война как прошлое и как будущее
Страницы Алексея Левинсона
9 мая: почти 70 лет спустя
Михаил Габович. Памятник и праздник: этнография Дня Победы
Анна Юдкина. «Памятник без памяти»: первый Вечный огонь в СССР
Наталья Колягина, Наталья Конрадова. День Победы на Поклонной горе: структура пространства и ритуалы
Джуди Браун. Перформативная память: празднование Дня Победы в Севастополе
Ольга Резникова. Скорбь и праздник в (пост)колониальном контексте. Этнографические заметки. Грозный 8, 9 и 10 мая
Даниела Колева. Памятник советской армии в Софии: первичное и повторное использование
Case Study 1
Александрина Ваньке. Ландшафты памяти. Парк Победы на Поклонной горе в Москве
Культура политики
Павел Полян. Историомор. Структуризация памяти и инфраструктура беспамятства
Case Study 2
Карстен Брюггеманн. Создание прошлого в условиях авторитаризма: празднование Дня победы в Эстонии в 1934--1939 годы
Политэкономия повседневности Праздник идентичности
Страницы Ильи Калинина
Новые праздники и реконструкция истории
Алексей Макаркин. Противоречивые праздники новой России
Сергей Маркедонов. Праздники и памятные даты постсоветского Закавказья: история и политика
Очерки нравов
Сергей Гогин. Изображая радость: праздник как номенклатурное мероприятие
Библиография
Указатель содержания журнала «Неприкосновенный запас», № 1--101
No comments:
Post a Comment