О. М. Чудиновских, Ведомости |
За весь постсоветский период (1992-2013 гг.) гражданство России приобрели около 8 млн человек. Из них 5,8 млн после прибытия в Россию, через органы МВД или начиная с 2002 г. — ФМС, а около 2,2 млн — через загранучреждения РФ. За то же время, по данным Росстата, на постоянное жительство в Россию переехало около 9,6 млн.
В эти годы 99,9% (!) всех соискателей становились гражданами России в упрощенном (ускоренном) порядке. В 1990-е гг. гражданство можно было оформить в порядке регистрации, подав заявление в компетентные органы. После вступления в действие закона о гражданстве (2002 г., поправки 2003 г.) срок проживания в России до получения гражданства для подавляющего большинства мигрантов не превышал 1,5-2 лет. Граждане Киргизии, Казахстана и Белоруссии еще совсем недавно могли получить российский паспорт всего через три месяца после прибытия в Россию. С конца 2011 г. срок ожидания для этой категории мигрантов увеличился, но и теперь не превышает полутора лет.
Редким исключением из правила является общий порядок приобретения гражданства, по которому надо прожить в России не менее года по разрешению на временное проживание и пять лет — по виду на жительство. Из десятков тысяч (а до 2010 г. — сотен тысяч) иностранцев, ежегодно принимаемых в гражданство, в общем порядке его получают всего 50-60 человек.
В зарубежных странах ситуация обратная: общий порядок является основным и обычно предполагает 5-10 лет непрерывного законного проживания в стране. Исключения делаются лишь для отдельных категорий заявителей. В России, наоборот, почти все иностранцы натурализуются в ускоренном порядке, и эта практика постоянно расширяется. Взамен закрывающихся каналов упрощенного получения гражданства появляются (становятся востребованными) другие, не менее либеральные.
Именно этим объясняется рост популярности госпрограммы содействия добровольному переселению соотечественников. В 2006-2009 гг. она не пользовалась особой популярностью. С 2010 г., после отмены ст. 14 ч. 4 закона о гражданстве, по которой раньше получали гражданство многие иностранцы, начался рост популярности госпрограммы. За 2009-2013 гг. число ее участников (с членами семей), приобретших гражданство, выросло с 7000 до 46 000. Сейчас это самая многочисленная группа иностранцев, получающих гражданство по линии ФМС, ее доля в 2013 г. достигла 34%.
Принятый в апреле 2014 г. закон «о носителях русского языка» открыл еще один канал ускоренной натурализации. Носители языка, отказавшиеся от прежнего гражданства, смогут получить российский паспорт за 3-5 месяцев после получения вида на жительство. Весь период ожидания не превысит двух лет. Этот путь к гражданству может составить конкуренцию госпрограмме.
Основные риски упрощенного приема в гражданство связаны с очень короткими сроками проживания заявителей в России до приобретения гражданства и нерегулируемым этническим и конфессиональным составом мигрантов (но регулировать его и не следует). Когда запускалась госпрограмма по переселению соотечественников и принимались решения о преференциях для носителей русского языка и культуры, в медиа было много комментариев о собирании «русского мира». Закон о носителях языка открывает ускоренный доступ к гражданству всем, кто научится или умеет говорить по-русски, что не редкость на постсоветском пространстве.
Это заставляет задуматься не столько об этническом составе новых россиян (скорее всего, он будет более азиатским, чем славянским), сколько о возможности новоселов безболезненно влиться в принимающее сообщество и говорить со старожилами «на одном языке». Здесь могут возникнуть проблемы. Проживание на протяжении длительного времени в странах с иной культурой и уровнем жизни неизбежно влияет на менталитет людей. Английский и французский — государственные языки во многих развивающихся странах, но после переезда в США или Францию мигрантам из государств третьего мира все равно требуется несколько лет для вживания в новую реальность.
Учитывая ситуацию вокруг вынужденных мигрантов с Украины, можно ожидать дополнительных шагов со стороны российских госорганов по скорейшему урегулированию статуса мигрантов и получению ими гражданства России. Но эти меры должны иметь четко ограниченные временные рамки и касаться исключительно вынужденных мигрантов из регионов, пострадавших от вооруженного конфликта.
В конце июня 2014 г. руководитель администрации президента Сергей Иванов высказал идею предоставлять гражданство России всем, кто родился на ее территории. К чему это приведет, не обсуждается и не просчитывается. Такой подход применялся в отношении лиц, родившихся до распада СССР. Это было оправданно с точки зрения человеческой и исторической справедливости. Но сейчас мы живем в ином мире: дети иностранцев уже не ассоциируют себя с Россией. Кроме того, Россия не имеет такой иммиграционной истории, как США или Канада, и страны с правом «почвы» при получении гражданства не должны служить нам примером для слепого подражания.
Нужно обратить внимание еще на одно обстоятельство. С 1990-х гг. у нас применяется беспрецедентная практика приема в российское гражданство лиц, проживающих за рубежом. Это десятки тысяч людей в год. Такой шаг был оправдан в 1990-е гг., когда сотни тысяч русскоязычных жителей республик экс-СССР были вынуждены уезжать в Россию. Возможность получить гражданство через консульство, до выбытия, очень многим помогла уменьшить трудности переезда. Сейчас для сохранения этой практики оснований не остается.
Только в 2003-2013 гг. загранучреждения приняли в гражданство РФ более полумиллиона человек, проживавших за границей. Из них свыше 141 000 человек жили на территории Молдавии (почти все — в Приднестровье). Сейчас около половины взрослого населения непризнанной республики — граждане России. Продолжается прием в гражданство и жителей других стран, в том числе со сложной геополитической обстановкой. Большинство этих людей никогда не жили в России, но легко становятся частью электората, способного влиять на судьбу ее населения. По закону о гражданстве они подлежат защите со стороны России, если будет решено, что им что-либо угрожает. Это не способствует росту доверия к нашей стране.
Российская политика в области приобретения гражданства давно нуждается в пересмотре. Последние законодательные инициативы, ускоряющие прием в гражданство, явно ослабляют селекцию мигрантов. Но упрощение приема в гражданство не может быть главным способом усиления миграционной привлекательности страны. Натурализация открывает иммигрантам доступ к профессиям и должностям, закрытым для иностранцев: работа в полиции, госорганах и проч. Расширяя возможности ускоренного получения гражданства, законодатели должны хорошо взвесить «за» и «против». Иначе мы можем оказаться в ситуации, когда решения по вопросам правопорядка или управления коренным населением будут принимать люди, совсем недавно приехавшие в нашу страну.
No comments:
Post a Comment