LIBRARY6 продолжает радовать новыми книгами. Недавно выложили занимательный обзор русской народной медицины начала XX в. Цитатка (текст as is, со всеми странностями):
Попов Г.
скрал у allemand1990
Несомненно, что в некоторых случаях это неясное представление о больницах как об учреждениях, где "всякие дела делаются" и о врачах как людях, которых не мешает в иных случаях и остерегаться, в глазах мужика иногда достигает полной определенности и убедительной ясности. "И теперь еще, хотя и редко, - пишет нам сотрудник из Жиздринского у. (Калужск. г.), - приходится слышать, что лечиться у докторов и ложиться в больницы не следует, потому что лекарства их составляются из человеческого жира, и для добывания его попавших в больницу доктора нарочно морят. Иногда являются чуть ли даже не свидетели, представляющие неопровержимые и совершенно убедительные доказательства этого.
- Что же вы не отправили мать в больницу-то? - спрашивают в одном случае дочь умершей больной.
- Да разве ж такую-то, как мать, можно в больницу отправлять? Ведь это на верную смерть.
- Почему ж это на верную смерть?
- А потому, что она, мать-то, покойница, была женщина сырая да жирнящая. Ведь они, дохтура-то, сморили бы ее ради жира.
- Как ради жира? Зачем?
- А затем, что ведь мази-то свои они из человечьего жира делают: вот как попадется им жирный кто, они его и уморят, а там жир из него на помады вытопят.
- Пожалуй, по-вашему, все ихние порошки и капли тоже из жиров понаделаны?
- Конечно же, из жиров. Порошки они из человечьих костей толкут и перетирают, а капли из крови наводят да из желчи. Уж это нам доподлинно известно. А што они вам того не говорят, так, вестимо, господ опасаются.
- А вам они это говорят?
- Знамо дело, и нам не говорят, только думают, что мы темный народ, ничего не смекнем, и не опасаются с нами. Вот наш сусед пошел как-то в город, к дохтору, от поясницы полечиться, глядь - а у того в комнате-то шкелет человечий стоит. Дядя Митяй бает, не запомню, как из той горнице выскочил. Ну, коли б не толкли на порошки эти самые кости, пошто ж бы шкелету-то стоять? А то, вот, насчет это крови и желчи вам сумнительно, так вот, тоже нашей свахи-дочери свекровь пошла в город, да и схвати ее там чтой-то за сердце. Вот и пошла она это в такой гамазей, где снадобья всякие продаются. ... Ну вот, пришла она в гамазей да и просит, это, пособить ей от боли-то. Ну, лекарство это мешают ей в склянке, а она - бедовищая баба - по сторонам-то озирается и видит - стоят на оконцах пузырища: один с синим чем-то, другой - с желтым, а третий - с красным, сейчас видно, с кровищей. А Степанида-то, это нашей свахи-дочери свекровь, и говорит: "А што, господин, у вас в пузырище стоит, вон, там-то, не из синя-моря вода?" А он ей говорит: "Да, да, бабушка, угадала." А она, шустрая такая, все не унимается: "А это, говорит, желтая, - не желчь ли человеческая?" "Ай да угадчица, все знает", - это ей лекарь-то бает и даже денег не взял за свое снадобье: "Ты, - грит, - бабушка, все наши лекарства знаешь, пожалуй, ими сама лечить начнешь, у нас покупателев отводить, лучше задобрить тебя даровщинкой". Ну вот, и скажите теперя, что люди глупства болтают. Ведь Степанида-то два раза в городе говеет, значит, врать не станет, да и дядя Митяй про шкелет в Великую Пятницу баял: тож не такой день, штоб пустое брехать".
В заключение сотрудница [г-жа С-ва, Орловская г. и у.] говорит: "Сельцо Хмелево, к которому относится этот рассказ, очень глухое, далеко от города, земской больницы и своего прихода, господа там никогда не жили, общий же уровень развития жителей очень низок".
Попов Г.
Русская народно-бытовая медицина
(по материалам Этнографического бюро князя В.Н. Тенишева). СПб., 1903. С. 113-114.скрал у allemand1990
1 comment:
из Галича, в дополнение и развитие:
Когда от скуки дохли лошади,
И нас косил под корень тиф,
Собрал людей комдив на площади,
И так людям сказал комдив:
'Плохое дело, братцы, конники,
Позор и трепет ни за грош,
А гады лекари, законники,
Твердят, что тиф разносит вошь.
Им вша конечно незнакомая,
Им, сукам, вша не по душе,
А вша простая насекомая,
И дело вовсе не во вше.
И надо силой нашей конною
Сместить скотов с лица земли,
И надо кончить с этой контрою,
Чтоб смуту сеять не смогли.
И только слово было сказано,
Как понял я, что быть тому,
Поймал жида четырехглазова
И утопил его в Дону.
И было мне признанье дружное,
И был воспет мой героизм,
И мне комдив вручил оружие
За пролетарский гуманизм.
Post a Comment