Saturday, February 23, 2013

public health ITs.ru

советская медицина
Дёшево и сердито = эффективно и экономно
упёр у жж-френда,
имхо: проблемы сильно преувеличины по части не раз решимозди :)

Вчера посетил конференцию АРМИТ (Ассоциация Развития Медицинских Информационных Технологий) MedSoft-Expert-2013
Решил описать впечатления. Буду формулировать  по мере вспоминания. Речь идет о больших системах. Уровня города, региона или выше.

    Автоматизация медицины идет странно. Под странно я имею в виду что не очень естественно. С одной стороны Россия тут действительно сильно отстает, с другой стороны власти замахнулись на проекты которые не то что не ясно как выполнять, а пока не ясно как сформулировать.
    Неестественно - это значит что во главу угла при автоматизации часто ставятся интересы лишь одного (скорее одной группы) сейкхолдеров (условно государство). Именно оно сейчас форсирует суперинтеграцию и глобализацию  медицинского ИТ. Видимо оно питает надежду что таким образом можно будет контролировать ЛПУ, качество лечения и проее, прочеее, прочее.
    Мегауровень  проектов часто не осознается государством. Вспомним историю с контролем за рынком алкоголя (ГАИС), когда ставилась задача централизованно отслеживать алкоголь от производства до последней бутылки водки. Система пала под собственным весом, поскольку по размеру должна превышать все разумные размеры. Плюс это все наложилось на некомпетентность разработчиков.
    Такие же глобально-тоталитарные проекты затеваются в сфере учета граждан, в образовании и прочих. В этом смысле Россия действительно впереди планеты всей.  Об этом в частности упомянула Наталья Храмцовская, эксперт по документообороту. Она сказала что с цифровой подписью мы продвинулись очень далеко. Это же подтверждали другие эксперты, вспомнив про провальные  европейские проекты и положение в США, где такие глобальные системы только начинают создавать и обдумывать. Тоталитаризм в этом смысле имеет некоторое преимущество :)
    Сложность больших медицинских систем влияет и то что пока не решены следующие проблемы:
        Понятийный аппарат. Медицина, как оказалось, очень сложная деятельность человека. Пока еще не до конца формализованная. И понятийно разнородная.  Разработчики столкнулись с тем что недостаточно стандартизировать поля (любимая песня Минздрава, по словам участников), но и нужно как то сводить сущности.
        Cтандарты. Несмотря на обилие стандартов обмена медицинской информацией (в том числе иностранных) рабочих стандартов нет. То есть не то что бы их нет, нет. Нет успешного применения. Кое как в рамках одного учреждения (и то со скрипом), а уж про уровень выше лучше не думать.
        Архитектура. В общем есть самые общие наметки. То ли все централизовать, то ли в облако, то ли хранить на местах. К сожалению это как с первой ракетой. Пока не полетит – не поймешь.
        Безопасность.  А тут вообще тоска. Никто ей толком не занимался. В бумажную эпоху можно было сделать вид что она есть, а теперь стало ясно что есть самые начальные представления об её обеспечении. А с ростом масштаба угрозы растут быстрее чем размер системы. А тут еще законодательство. В общем опять вопросы.
    Важной проблемой для построения таких больших систем является низкая культура управления проектами на любом уровне. И это плохо осознается. Получаем  синдром “олимпийских объекты”, про которые уже  иностранные специалисты говорят что ладно что дорого, но как это вы так считали что сроки и смета так ушла?
    Несистемность.  Построение больших систем – это область системной инженерии.  Науки сложной, но уже достигших некоторых успехов. К сожалению пока в применении её к Российской   действительности пока успехов мало. Самые передовые, типа Росатома, поняли что с атомной промышленностью лучше не шутить и приложили к этому изрядно мозгов.  Я пока не встречал такого уровня метрологической проработки проблемы в применении к медсистемам в России. Но рано или поздно это придется делать.  А пока даже не ясно ради кого это все строится. Есть подозрение что не ради лечения, а ради чиновника от медицины, как отметил Олег Симаков (сюда он отнес управляющего ЛПУ).
    Давление государства. Тут вообще беда. Зарегулированнось отрасли и так чрезмерная. Бумаги зачастую единственный смысл существования ЛПУ (с точки зрения государства). А еще законодательство,  противроречащее себе и здравому смыслу.  Постоянно вспоминали грустную шутку что медицинские записи делаются для прокурора. И, видимо, это большая проблема.
    Персональные данные особенная статья. Понятно что медицинская информация вся персональная. Непонятно что с ней делать. Тут может быть перекос как в “безопасность”, так и в игнорирование проблем.
    Особенный вопрос архивы. Если раньше можно было сделать вид, что положив в подвал документы можно будет их там найти, теперь этого не выйдет. А схемы хранения нет с учетом гигантских сроков (это еще пол беды), но еще и с правами доступа. Электронные подписи “протухают”,  а незаверенные записи никому не нужны. Нужно придумывать новые схемы. Но… данные уже накапливаются!
    Идентификация пациентов. С ростом масштабов растут проблемы. На настоящий момент не существуют надежного, простого и дешевого способа идентифицировать пациента. Даже не так. Личность. Это тема отдельного разговора, но, похоже это в принципе не решается на глобальном уровне. Хотя у тоталитарных государств тут преимущество.  Улыбка
    Однако не стоит  унывать работа идет и деньги есть. Поскольку это все равное езда в незнаемое, то даже неудачные попытки дают опыт.

No comments: