Wednesday, April 2, 2014

fool's day

или так сов.пало ?
вчера ставил про это, но не был уверен -- мб. журналюги переврали, оказадлсь: нет, всё ещё хуже

Вице-премьер Ольга Голодец назвала пять задач, стоящих перед социальной сферой РФ

Пленарное заседание «Социальная политика и проблемы неравенства» XV Апрельской международной научной конференции ВШЭ открыла заместитель председателя Правительства РФ Ольга Голодец. Ее доклад был посвящен задачам государственной политики в социальной сфере.

Первая задача – стимулирование рождаемости. По мнению вице-премьера, здесь уже удалось достичь хороших результатов: зафиксирован демографический прирост, что является серьезным достижением на фоне имеющихся демографических трендов. Но успех предстоит закрепить. Сейчас сокращается количество женщин репродуктивного возраста, и этой тенденции нужно противопоставить ряд мер, выбрав инструментарий и в ближайшее время превратив его в эффективную политику.
В последние годы предпринимались меры по стимулированию рождения второго и третьего ребенка, в том числе выплата материнского капитала (как-то по радио слушал передачу, где эксперт утверждал, что в области выросла доля вторых и третьих рождений, а на вопрос: а первых? ответил: тоже выросла, разумеется). По словам Ольги Голодец, вклад этих мер в повышения рождаемости был высоко оценен присутствующими на конференции демографами. Теперь же особенно актуальной становится поддержка рождения первого ребенка.

Есть тенденция к увеличению числа абортов, в том числе в благополучных семьях. Из 1 млн абортов на долю женщин до 23 лет приходится 250 тысяч. (вчера было 18-23 + состоящие в браке) То есть молодые женщины откладывают рождение первенца ради профессионального образования и карьеры. Поэтому нужно сформировать благоприятные условия для сочетания материнства с профессиональным становлением женщины. Уже в этом учебном году в пилотном режиме в ряде вузов отрабатывается программа, которую планируется запустить с 1 сентября 2014 года: женщины в возрасте от 18 до 23 лет, имеющие детей, бесплатно учатся на подготовительных курсах при вузах. Рассматривается возможность их внеконкурсного зачисления в вузы, а также создание на базе вузов семейных общежитий и яслей. Все это будет способствовать тому, чтобы женщины не откладывали рождение первого ребенка.

Вторая задача – снижение смертности (в 1м? путинском послании смертность шла первой). В прошлом году удалось переломить негативный тренд, и средняя продолжительность жизни в России составила 70,4 года. Но можно идти более быстрыми темпами, и для этого необходимы меры со стороны органов управления здравоохранением. На данном этапе благодаря управленческим решениям можно продлить жизнь большому количеству людей.

Третья задача – улучшение ситуации в здравоохранении. Сегодня учреждения здравоохранения хорошо оснащены, выросло финансирование за счет увеличения доли страховых взносов, но квалификация врачей пока оставляет желать лучшего. Принимаются меры по ее повышению и в целом по переориентации всей системы здравоохранения на эффективное оказание медицинской помощи. Предстоит переход на новые протоколы лечения и их регулярное обновление – фактически стоит задача заново запустить механизм формирования и обновления медицинской помощи. Задача сложная, но, по мнению вице-премьера, мы уже находимся не в нулевой точке, и нужно с оптимизмом смотреть в будущее.

Четвертая задача – переход на новые механизмы финансирования науки и постановки задач научных исследований. И если с темами фундаментальных исследований, считает Ольга Голодец, все понятно, то в прикладных исследованиях у нас большие «белые пятна» –  предстоит определить, каким образом двигать вперед прикладную науку.

Пятая задача – развитие образования. Все эксперты согласны с тем, что необходимо расширять социальную инфраструктуру образования, так как она неразрывно связана с образовательным процессом. Реализуется проект по поддержке развития дошкольных учреждений в регионах – оставшийся дефицит в 400 тыс. мест планируется устранить в следующем году, и таким образом все дети от 3 до 7 лет получат возможность ходить в детские сады, как было предусмотрено майским указом Президента РФ. Впервые был принят стандарт дошкольного образования, работа по которому уже начинается.

Социальная инфраструктура школьного образования фактически является продолжением новых стандартов: нельзя преподавать по новым стандартам в старых помещениях уже потому, что педагог должен по-другому взаимодействовать с детьми, и детей рассаживать нужно иначе. Переход на новые стандарты в школах происходит постепенно: в начальном звене он уже произошел, причем довольно успешно; начался переход в основном звене, и самая сложная задача – внедрение стандарта в старших классах. По словам Ольги Голодец, эта работа начнется в течение ближайших двух лет, и некоторые регионы уже запускают соответствующие инновационные проекты.

На вопрос из зала, не отразится ли на финансировании социальной сферы присоединение Крыма к России, вице-премьер ответила, что эти события не затрагивают социальных обязательств, которые взяло на себя российское правительство.

Борис Старцев, специально для новостной службы ВШЭ

Фото Никиты Бензорука

No comments:

Post a Comment