Sunday, December 6, 2015

mutual exclusion

В августе 2013 года правительство России утвердило федеральную целевую программу «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России», среди целей которой провозглашались, с одной стороны, упрочение единства многонационального народа страны (российской нации), а с другой стороны, содействие этнокультурному многообразию. [то-есть, и рыбку съесть и нах.сесть]
дальше круче:
Апелляция к идентичности в этом случае выступает главным механизмом мобилизации и рассматривается как конструирование «смысла на основе определенного культурного свойства или соответствующей совокупности культурных свойств, которые обладают приоритетом по отношению к другим источникам смысла».
много букаф и под занавес:
Другими словами, по замыслу российских властей, общероссийская идентичность должна формироваться как «пазл», состоящий из 85-ти региональных кусочков. Однако при этом, как представляется, упускается одна существенная деталь: любой пазл должен нести в себе идею, способную скрепить кусочки в единое целое. На сегодняшний день в России такой идеи нет. Патриотические лозунги, активно транслируемые в публичном дискурсе, нацелены скорее на борьбу с «врагами», но никак не на создание единого сообщества в границах Российской Федерации. Консолидация по принципу «против кого дружим» вряд ли будет долгосрочной, а вот что придет ей на смену – предсказать довольно трудно.

(c) Елена Юрьевна Цумарова (р. 1983) – старший преподаватель кафедры зарубежной истории, политологии и международных отношений Института истории, политических и социальных наук Петрозаводского государственного университета.

No comments: